Поводом для волны "моцартианы" в мировых СМИ послужила находка библиотекарей французского города Нанта. Неожиданно для моцартоведов и самих сотрудников библиотеки пожелтевший от старости нотный листок, хранившийся в фондах больше ста лет, оказался рукописью Вольфганга Амадея Моцарта. С сенсационной находкой по случаю совпала и премьера канала "Россия" фильма "Моцарт", более удачного пиара которому невозможно было бы и пожелать.
То, что имя Моцарта попало в фокус таблоидов спустя всего два года после отгремевшего по миру празднования его 250-летия несколько неожиданно. Казалось бы, основные сенсации, припасенные к юбилею австрийского гения, включая эксгумацию останков его родственников, анализов ДНК и "опознания" черепа Моцарта, исчерпали на какое-то время поводы для информационных сюжетов. Но находка в библиотеке Нанта, о которой почти год информация не разглашалась с целью точной атрибуции, стала настоящей сенсацией.
В четверг на пресс-конференции в Нанте нотный лист с автографом Моцарта был наконец предъявлен СМИ. Заместитель мэра Нанта по вопросам культуры Жан-Луи Жоссик, гордо красовавшийся перед фоторепортерами с запаянным в стекле бесценным моцартовским листком, сообщил, что документ находится в архиве библиотеки с середины XIX века. Если быть точнее, то лист был завещан городу жителем Нанта, коллекционером рукописей Пьером-Антоном Лабушером в 1870 году. И с тех пор безымянно пролежал в папке, пока сотрудники библиотеки не начали рекаталогизацию архивов и не обратили внимание на небольшой лист размером 16 на 29 сантиметров. На листе - девять строк нотоносцев (изначально их было 12, но три верхних оказались обрезанными). Внизу листа - приписка, сделанная в XIX веке Алоизом Фушем, немецким коллекционером автографов, подтверждающим руку Моцарта. Сотрудники библиотеки обратились к специалистам за экспертизой подлинности. Глава исследовательского отдела Международной федерации Моцарта в Зальцбурге Ульрих Лейзингер приехал с коллегами в Нант. По словам Янника Гина, бывшего сотрудника культурного центра Нанта: "Они знали, что у нас есть собрание документов, имеющих отношение к Моцарту. Но такого открытия не ожидали". Лейзингер подтвердил, что "нантский" лист точно написан Моцартом и содержит фрагменты его незаконченных сочинений. По предварительному анализу, 4 строки - это наброски церковного сочинения типа Мессы, возможно, часть "Кредо", написанная в (D) Ре мажоре, а 2 строки - вероятный эскиз небольшой сонаты. Текст не прописан для исполнения: он требует дешифровки - ключа, ритма, гармонического решения. Как заметил местный музыкант Кристоф, которому было предложено сыграть моцартовские эскизы на фортепиано, простым чтением нот исполнить этот текст не удастся. Лейзингер считает нантскую находку сенсационной и особенно важной не только потому, что за последние полвека было найдено всего десять страниц моцартовских автографов, но и потому, что этот лист целиком содержит совершенно неизвестную и никогда не звучавшую музыку гения. По некоторым косвенным признакам, включая тип бумаги, сделано предположение, что Moцарт записывал это сочинение между 1787 и 1791 годами (за несколько лет до своей смерти). И здесь могут открыться новые перспективы для исследователей и музыкантов: во-первых, возможность "дописать" за Моцарта, чтобы исполнить этот лист (реально 2 минуты музыки) в инструментальном или оркестровом варианте (это уже конкретный проект следующего музыкального фестиваля в Нанте). Во-вторых, лист попадает в каталог незаконченных произведений Моцарта, которых не так много. Существует версия, что часть черновиков уничтожила Констанца после смерти Моцарта, оставив с целью продажи только законченные сочинения. А известный факт - почти полное отсутствие помарок в оставшихся бумагах Моцарта, породил легенду, что он записывал музыку чуть ли не как диктовку от Бога. Cуществующие же черновики доказывают его эксперименты с композицией, ритмом, работу над замыслами, которые он пробовал, записывал, отвергал. Именно поэтому найденный в Нанте документ особенно драгоценен для исследователей.
Эскизом какого сочинения должна была бы стать найденная рукописная страница, вероятно, не удастся узнать. Как не удалось за два с лишним века разгадать ни одной загадки, связанной с именем Моцарта. Почему он умер внезапной смертью, не дожив до 36 лет? Куда исчезли его останки из могилы? Миф или правда - история Моцарта и Сальери? Как он, человек, мог, учитывая количество написанных им произведений, сочинять в день до 2000 нот? Почему его музыка, согласно исследованиям, обладает исцеляющим эффектом? На все эти вопросы создатели отечественной двухсерийной киноверсии "Моцарт", показанной на канале "Россия" вчера днем, даже не стали пытаться отвечать. Авторы фильма - режиссер Анастасия Попова и сценаристы Марина Дайновец и Дмитрий Минченок поставили перед собой иную задачу: пройти по пути гения и попытаться высчитать его "формулу". Как проявляется гениальность? Моцарт самим своим именем отвечает на этот вопрос. Что еще можно создать поверх хрестоматийной биографии вундеркинда, моцартовской масонской истории с верой в "орфическое" счастье в музыке, поверх печальной развязки двухвекового детектива с главной реликвией Моцартеума - черепом гения? Как известно, череп поле ДНК-экспертизы "не подтвердился", как не подтвердились и "все локоны" Моцарта, и кости его родственников, захороненные в могилах на зальцбургском кладбище Св. Себастьяна. То есть гений Моцарта как будто откуда-то явился и бесследно исчез, оставив нам тысячи нот божественной музыки - как путь, которой каждый в состоянии найти сам.
Надо заметить, линия гения Моцарта выстроилась в фильме внятно как путь земных испытаний: смирения, славы, ужаса пустоты. И если даже реплики комментаторов - музыкантов, философов, масонов- не приоткрыли завесы моцартовского гения, то эту тайну приоткрыл он сам, точнее, его слова, вынесенные создателями фильма в финал: "Я уйду далеко от вас, но я всегда найду дорогу назад, пока вы будете любить меня".