22.09.2008 03:00
    Поделиться

    Кондолиза Райс: США не признают за Россией никаких "сфер влияния"

    США вмешивались, вмешиваются и будут вмешиваться в дела России и ее ближайших соседей. Но при этом они рассчитывают на продолжение сотрудничества с Москвой в решении ключевых проблем современности.

    В речи госсекретаря США Кондолизы Райс, произнесенной в германском Фонде Маршалла в Вашингтоне, содержатся эти плохо совместимые сигналы. Речь вышла за рамки объявленной темы - российско-американских отношений - и по сути превратилась в попытку Райс оправдать все "демократизаторское направление" внешней политики США на постсоветском пространстве.

    Наиболее резкие выдержки из речи были заранее предоставлены Госдепартаментом США газете "Нью-Йорк таймс", чтобы привлечь к ним дополнительное внимание. Затея не удалась: газета "похоронила" эту информацию в небольшой статье, опубликованной на одной из внутренних полос.

    Это, впрочем, неудивительно, поскольку ничего реально нового в пассажах не было. О том, что США считают действия Москвы "все более авторитарными... и агрессивными", в Вашингтоне в последнее время твердили постоянно. Никакими дополнительными карами Райс России не грозила. Суть уже принятых мер известна: отозвано из конгресса соглашение о сотрудничестве в области мирного атома, риторически поставлены под вопрос перспективы вступления России в ВТО и ОЭСР.

    Зато в полном тексте речи Райс обнаружились и прямо противоположные тезисы. В самом конце она напомнила, что у США и России имеются "общие интересы" в целом ряде областей - от борьбы с терроризмом, ситуации вокруг Ирана и КНДР и мирного процесса на Ближнем Востоке до необходимости практического взаимодействия в Совете Безопасности ООН.

    "Соединенные Штаты и Россия разделяли все эти интересы - и другие тоже - 7 августа", - заявила Райс, имея в виду дату резкой эскалации вооруженного конфликта в Грузии. "Мы разделяем их и сегодня... Сочинская декларация, подписанная в начале года президентом Бушем и тогдашним президентом Путиным, задала стратегические рамки для продвижения США и России вперед по многим вопросам, представляющим взаимный интерес".

    Госсекретарь также заявила, что считает необоснованными предположения о возможности "новой холодной войны" между Вашингтоном и Москвой. Она сделала особый упор на том, что США будут стараться сохранять и расширять контакты с российским гражданским обществом, сулила поддержку "всем в России, кто стремится к свободному будущему".

    Наконец, прозвучали в речи и комплименты в адрес президента России Дмитрия Медведева и той программы, которую он заявил при занятии своего поста. Но при этом Райс добавила в них толику яда, задавшись риторическим вопросом о том, "чьим видением будущего России сейчас реально руководствуется эта страна".

    Конечно, непосредственным поводом для выступления послужили события в Грузии - крупнейший провал во внешней политике США, за который Райс несет прямую ответственность. Госсекретарь опять пыталась выгораживать агрессора, попытавшегося силой подчинить себе Южную Осетию и получившего сокрушительный отпор. Но при этом она - первой из руководителей такого уровня в США - признала и очевидные факты. "7 августа... грузинское правительство развернуло крупную военную операцию в Цхинвале и других районах данного сепаратистского региона, - заявила она. - К сожалению, в бою были убиты несколько российских миротворцев".

    Последний термин в отношении российских солдат, стоявших в Грузии на страже мира и до конца выполнивших свой долг, в последние недели никто из официальных лиц в США не использовал. Но говорить спасибо Райс за то, что она наконец назвала вещи своими именами, не поворачивается язык. "Эти события были тревожными", - сказала она о массированном многочасовом обстреле мирного города и вероломном убийстве россиян-миротворцев, не прибавив более ни слова. Перед памятью павших подобная сдержанность - это, конечно, кощунство.

    Далее Райс пустилась в пространные рассуждения о том, что и почему делала Россия в постсоветский период. Любопытно, что она - в порядке "объяснения, а не оправдания" - даже признавала некоторые неочевидные на Западе вещи, включая чувства "облегчения и гордости", которые "многие простые россияне" испытали за свое руководство после того, как то начало наводить порядок в стране и поднимать ее на ноги. Другое дело, что, с точки зрения Райс, "законная цель возрождения России приобрела мрачный оборот".

    Проявление его госсекретарь США видит, в частности, в отношении к "так называемым цветным революциям в Грузии, Украине и Кыргызстане". Она, разумеется, считает, что эти перевороты у соседей были только на пользу России, а кто и почему их инспирировал, вообще оставляет за скобками.

    Райс заявила, что США не признают за Россией никаких "сфер влияния". Но при этом из ее слов явствовало, что именно такую сферу США и пытаются создать на постсоветском пространстве, естественно, для себя и своих друзей.

    Госсекретарь сказала, что "США и Европа крепят связи с соседями России" и подтягивают к этим усилиям новые страны, включая Финляндию, Швецию и Норвегию. Отметив, что у России нет и не будет права вето в вопросах расширения НАТО, она уточнила, что это "с особой ясностью доведено" до сведения Украины. Наконец, коснувшись вопросов энергетической безопасности, Райс упомянула о "совместной работе" США с Азербайджаном, Грузией, Турцией и прикаспийскими странами" и провозгласила: "Мы будем расширять и защищать открытую глобальную энергетическую экономику от злоупотреблений. Не может быть одного свода правил для "инкорпорированной России" и другого - для всех остальных".

    В целом речь Райс оставила двойственное впечатление. Она, конечно, воинственна по форме, но при этом вполне беззуба по содержанию. При ее обсуждении на брифинге в Госдепартаменте США даже американские журналисты обращали внимание на противоречие тезиса о "самоизоляции" и "ослаблении международных позиций" России той беспомощной истерике, которую закатил вокруг событий в Грузии официальный Вашингтон.

    При оценке событий в Грузии в США все больше слышны трезвые голоса. Они утверждают, что независимо от того, был ли грузинский режим в сговоре с официальным Вашингтоном или затеял кровавую авантюру в Южной Осетии на свой страх и риск, покрывать его и ссориться из-за этого с Россией Америке нет никакого резона. В Тбилиси сами виноваты, что подставили себя и других.

    Отголоски этих сомнений слышны в речи Райс. Но, конечно, примирительной эту речь никак не назовешь. Скорее, наоборот, она в очередной раз продемонстрировала, что люди, убежденные в своей "исторической правоте", не только ничему не учатся на собственных ошибках, но и продолжают поучать других.

    Как подобный тон в отношениях с Россией может сочетаться с дальнейшим выполнением той же Сочинской декларации, понять довольно затруднительно. А для администрации США, которой осталось существовать считаные месяцы, речь идет о существенной части внешнеполитического наследия.

    Автор - заведующий отделением ИТАР-ТАСС в Вашингтоне Андрей Шитов в Вашингтоне

    Поделиться