На этой неделе мы узнаем имена обладателей бронзовых статуэток ТЭФИ. На минувшей - стали известны фавориты телевизионных критиков. Фавориты вчерашних дней, они же и герои нашего времени. Жизнь продолжается, и продолжается межканальная конкуренция. Но сначала...
О мире и взаимопонимании
Мир и взаимопонимание царили в конференц-зале, где неформальное сообщество телевизионных критиков (а это обозреватели таких изданий, как "Коммерсантъ", "Известия", "Московский комсомолец", "Московский корреспондент", "Новая газета", "Независимая газета", "Российская газета", радиостанций "Эхо Москвы" и "Свобода", журнала "Огонек") награждало преуспевших в минувшем сезоне мастеров ТВ.
Номинаций критической премии, в отличие от национальной премии ТЭФИ, не 50, а всего лишь 3: "Событие года", "Телеперсона года", "Лучшая программа года". Есть еще несколько спецнаград, коими отмечаются перспективные, с точки зрения критиков, начинания и подвиги мастеров ТВ.
Наконец есть одна антинаграда, которая гордо именуется "Антисобытие".
Награды, как и антинаграды, не имеют никакого предметно-символического выражения, если не считать таковым лауреатские сертификаты в папочках с формулировками.
Привилегию называться "антисобытием" поделили между собой две телевизионные акции. Одна - документальный фильм "Гибель империи. Урок Византии" отца Тихона с пояснением: "за безбожную пропаганду" и другая - предвыборные теледебаты, кои были квалифицированы, как "событие, которого никто не заметил".
Что же касается События с большой буквы, которое нельзя было не заметить, по мнению критиков, то таковым оказался сериал "Ликвидация" Сергея Урсуляка. Комментируя свое решение, критики объяснили, что они отмечают картину не просто за ее высокие художественные качества, но и за "воплощение в формате многосерийного фильма национального мифа о герое".
Не мифом, а реальным национальным героем, то есть "персоной года", признан "дежурный по стране" Михаил Жванецкий, который, между прочим, как и Давид Гоцман, как и Беня Крик, имеет некоторое отношение к славному городу-мифу - Одессе. В дипломе было начертано: "Философу и гражданину, неизменяемому мерилу изменяющихся реальностей".
В номинации "Телевизионная программа" лучшими названы "Сквозное действие" (Анатолий Смелянский, канал "Культура"), "Одноэтажная Америка" (Владимир Познер и Иван Ургант, Первый канал) и "Закрытый показ" - "Груз 200" (Александр Гордон, Первый канал).
Среди отмеченных спецдипломами были команда футбольных комментаторов НТВ+ спорт ("за авторский футбол"), команда корреспондентов "Неделя" с телеканала РЕН ТВ ("за профессиональное и гражданское мужество") и лично Иван Ургант ("за импровизацию и новое качество юмора").
Суд телекритиков, как и суд телеакадемиков, разумеется, не свободен от вкусовых пристрастий, но его вердикт, по крайней мере, нельзя заподозрить в потакании ведомственному начальству. Он не отягощен грузом приятельских отношений мастеров ТВ, радостью корпоративной солидарности и прочими формальными и неформальными обязательствами, в чем из года в год подозревается академия ТЭФИ. Главное: он не осложнен болями и обидами конкурирующих фирм, взаимоотношения которых становятся год от года гротескнее.
Страшная месть
Кто начал первым, кто первым сказал "Э...", как всегда, разобраться сложно.
Прежде каналам случалось друг другу ставить подножки и позволять в отношении конкурента тактические фолы. Один канал ставит в эфир сериал "Доктор Живаго", а другой, чтобы отнять какую-то часть аудитории неделей раньше, дает старый заграничный фильм "Доктор Живаго".
Один канал купил право на премьерный показ картины "Космос как предчувствие", а другой с помощью обходного маневра запускает телевизионную версию того же фильма. Ну и обиходные "шутки" с контрпрограммированием: вы - "Новую волну" в Юрмале, мы - "Пять звезд" в Сочи, вы - "Танцы на льду", мы - "Звезды на льду". А если они "Ледниковый период", то мы - "Звездный лед".
Дальше - больше. Дальше начинаются переманивания звезд. Причем, как правило, в отместку. Это уже игра без правил. Последний пример: рокировка Максима Галкина и Анастасии Заворотнюк. "Прекрасная няня", сначала анонсированная в ледовом шоу "России", нежданно-негаданно объявляется на Первом в шоу "Ледниковый период", а главный массовик-затейник Первого теперь будет шутить на второй кнопке в шоу "Звездный лед", которое стартует в ближайшую субботу.
Получился бартер. Можно ли считать его равноценным? Видимо, нет. Галкин был едва ли не самым репрезентативным лицом канала number "Rаz". Он и миллионы сулил по субботам, и на пару с Пугачевой тащил воз под названием "Две звезды", и держал на себе весь предновогодний рейтинг канала. Возможности же Заворотнюк в этом отношении много скромнее. Кроме образа Вики Прутковской из Бирюлево, опирающейся на артиста Марата Башарова как на костыль, она телезрителям предложить не в состоянии. Конечно, есть еще густой шлейф сплетен, который тянется за ней. Ну так у Галкина он не жиже.
Потому можно понять раздражение менеджмента Первого, которое сначала выплеснулось в печать, а теперь и в эфир. Месть была страшной.
В последнем выпуске очень удачного проекта "Прожекторперисхилтон" команда шутников во главе с ее капитаном, лауреатом премии телекритики Иваном Ургантом так весело и зло пошутили над каналом-соперником вообще и Галкиным с Пугачевой в частности, что им долго будет еще икаться.
Начал Ургант: "На канале "Россия" всплыл Максим Галкин". Подхватил Сергей Светлаков: "Как много всплывает на канале "Россия"..." Продолжил Александр Цекало: "Я видел проморолик... Там на троне сидит Алла Пугачева, а вокруг нее ползает Галкин и складывает из маленьких льдинок слово "вечность".
Сказано сердито. Но если говорить о том, что где "всплывает" и не тонет, то на Первом этого добра плавает не меньше. Например, очередной выпуск "Гордон Кихота" с сатириком Михаилом Задорновым и с его историко-лингвистическими изысканиями. Прежде, слушая его байки про то, что "Рассея" - пуп человеческой цивилизации, я думал, что он прикалывается. Оказалось, он это всерьез. И его кто-то воспринимает всерьез. Для артиста Джигурды артист Задорнов - в ряду Будды, Иисуса Христа.
Новому Иисусу только гонителя и преследователя не хватало, чтобы испить всю чашу признания. И он объявился - Александр Гордон со своей авторской программой.
Задорнову и Гордону, наверное, кажется, что они воюют друг с другом. Между тем давно известно: милые бранятся, только тешатся и пиарятся.
Это верно и по отношению к конкурирующим телеканалам.