23.09.2008 02:00
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Мы наследники всей нашей истории

    Возвращаясь к прошедшей русско-грузинской войне: почему мы были ОБЯЗАНЫ 8 августа сделать то, что сделали?

    Потому что грузинские войска напали на граждан РФ.

    А почему жители Южной Осетии - которую Россия признавала частью Грузии - оказались гражданами РФ?

    Потому что получили российские паспорта.

    А почему они получили российские паспорта?

    Потому что попросили, и Россия им не отказала.

    А почему они попросили и почему Россия не отказала?

    Потому что при выходе Грузии из состава СССР жители автономий - Абхазии и Южной Осетии - отказались от грузинского гражданства и остались "гражданами СССР". И обратились к России как к ПРАВОПРЕЕМНИЦЕ СССР, и Россия, именно в этом качестве, предоставила им свое гражданство.

    Вот так мы и приходим к ядру ореха: Россия - правопреемница СССР.

    И какие бы ни были "привходящие обстоятельства", по каким бы политическим, личным, корпоративным и т.д. мотивам какие чиновники ни принимали решения, вот этот момент был РЕШАЮЩИМ.

    В 1991-1992 годах Россия считала себя (и считалась всеми) правопреемницей СССР.

    Так было, когда она взяла на себя долги СССР. Так было, когда она получила место постоянного члена СБ ООН и зарубежную собственность СССР. Так было, когда в Россию перевезли ядерное оружие с Украины, из Казахстана, Белоруссии. Так было и с гражданами Южной Осетии и Абхазии.

    Преемница - в большом и малом, выгодном и невыгодном.

    Так и завязался узел НЕРАЗРЕШИМЫХ противоречий с Грузией. Узел, который был разрублен в августе 2008-го.

    Но вот вопрос - решающе важный для дальнейшей судьбы РФ.

    В какой мере Россия СЕЙЧАС - не в 1991-1992-м, а в 2008-м - ощущает себя преемницей СССР?

    Юридически вопрос очевиден: все те давние права и обязательства давно переписаны на Россию, новых нет и быть не может. Но гораздо важнее другой вопрос - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. Считает ли себя Россия - ее население, элиты, власть - преемницей СССР и в какой мере?

    Больше того.

    История России не в 1991-м началась. Корней много. Так КАКИЕ корни выбирает для себя Россия в качестве ЖИВЫХ? Чьей исторической наследницей считает себя современная Россия?

    Ответ - мы наследники ВСЕЙ нашей истории - так же звонок, как пуст. Ну, разумеется, "рукописи не горят" - из исторической летописи, одной строчкой в которой является наша сегодняшняя жизнь, страницы не вырвешь, даже если очень хочется. Наш генофонд с нами - и с каждым отдельным человеком, и со страной, и с Человечеством. Но вопрос-то куда более конкретный.

    СССР и предшествовавшая ему Российская империя вовсе не были такими уж смертельными антагонистами, как часто изображают правоверные монархисты и последние реликтовые коммунисты. Например, одна и та же (почти одна и та же) географическая карта в обоих случаях крепилась к вертикали власти - видно, иначе и вправду Россию "не удержать", нравится это кому-то или нет.

    И в этом смысле современной России все равно никуда не деться от вертикали, от сильной исполнительной власти - если только страна не хочет расползтись по карте рыхлыми клочками.

    Но при всем сходстве вертикалей СССР и Россия действительно совершенно разные государства.

    Прежде всего - в отношении к внешнему миру.

    Сколько ни повторяй слова Александра III: "У России два союзника - армия и флот", это не отменяет того факта, что до Александра III союзниками России были Германия и Австро-Венгрия, а при Николае - Англия и Франция.

    То есть я хочу сказать банальнейшую штуку: Россия была ОДНОЙ из великих держав в "многополярном европейском мире".

    Россия НИКОГДА НЕ БЫЛА СВЕРХДЕРЖАВОЙ. В течение XVIII-XIX веков (когда Россия стала принимать активное участие в европейской политике) сверхдержавами были Франция и Англия, затем, после 1871 года, на эту роль все более яростно пропихивалась локтями Германия. Эти сверхдержавы претендовали на единоличное лидерство на континенте (Франция Людовика XIV или Наполеона; Германия Бисмарка - Вильгельма II) или на "мягкую силу", контролирующую Европу (а значит, и весь мир тогда), - Англия.

    Россия же ни на что подобное НЕ претендовала - никогда.

    Независимая. Влиятельная. Поддерживающая отношения со всеми. Вступающая в союзы. Не имеющая АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ противоречий ни с кем. Не первая среди равных, но равная среди равных. Так позиционировала себя Российская империя в ряду тех 5 держав (Англия - Франция - Пруссия - Россия - Австрия), которые определяли судьбы Европы (а значит, мира) в XVIII-начале ХХ века, от Петра I до 1914 года.

    Да, Россия остро осознавала свою отдельность, свою ОСОБОСТЬ, свои отличия не только от отдельных "европейских партнеров", но и от Европы В ЦЕЛОМ, отличие "континента Евразия" от "континента Европа". Не менее остро Россия понимала свою ОБЩ НОСТЬ с Европой. И это "диалектическое единство" и создало то поле, в котором возник золотой и серебряный век русской ЕВРОПЕЙСКОЙ культуры. И, разумеется, никогда Россия не была изоляционистской, никогда не вела с Европой игру с нулевой суммой "что от вас убыло - нам прибыло, и наоборот". Россия считала себя - и была - частью "европейского квартета".

    Совсем иное дело - СССР.

    Представляя иную, АЛЬТЕРНАТИВНУЮ, идеологию, это детище Ленина со дня рождения было СВЕРХДЕРЖАВОЙ - по меньшей мере идеологической сверхдержавой. А после 1945-го СССР стал еще и физически, в военно-промышленном отношении, сверхдержавой.

    А чтобы вытянуть роль сверхдержавы - роль вообще-то непосильную - России пришлось принять противоестественную "мобилизационную стратегию", которая СССР в конце концов и угробила.

    Вот и вопрос: какую роль сегодня видит для себя Россия? Мы - одна из крупных европейских держав? Или мы считаем себя "кандидатом в сверхдержавы", носители альтернативного проекта?

    Путин и Медведев высказываются предельно ясно: у нас НЕТ идеологического антагонизма с Западом. Мы - не сверхдержава, противостоящая остальному миру, а одна из крупных держав мира. Мы не будем ломать страну через мобилизационное колено.

    Трудно с этой очевидностью спорить. Никто как бы и не спорит - просто говорят другое, по факту - ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ.

    Постоянные, просто маниакальные попытки хотя бы на уровне пиара играть во что угодно и с кем угодно - но только ПРОТИВ США, Запада. Постоянные "24-часовые пятиминутки ненависти" к США, Западу. Стремление представить разногласия и неизбежную конкуренцию (например, по вопросу цен на энергоносители, транспортных коридоров и т.д.) как чуть ли не угрозу войны, войны на уничтожение...

    Все это - ИМИТАЦИЯ СССР, но СССР, оторванного от своего идеологического корня, от коммунизма, отрицания частной собственности и т.д.

    Опасная игра. Игра - на самом деле - без реальной цели, но с вполне РЕАЛЬНОЙ ЦЕНОЙ.

    И хотелось бы надеяться, что, разрубив грузино-осетинский узел, Россия не "начала восстанавливать СССР", а ПОКОНЧИЛА С ЕГО ОСТАТКАМИ.

    Поделиться