23.09.2008 03:34
    Поделиться

    Пока алтайские коммунальщики делят полномочия, жилье граждан приходит в упадок

    Реформа жилищно-коммунального хозяйства во многих городах и районах края явно буксует. Передача полномочий от муниципальных к негосударственным компаниям идет медленно, а кое-где вообще начали распродавать коммунальное имущество за копейки.

    По условиям реформирования, начиная с этого года в управлении жилыми домами должны преобладать частные организации (не менее 50 процентов) и в их управлении должно быть не менее половины всех многоквартирных домов. Не во всех территориях удалось соблюсти это соотношение. Из 72 муниципальных образований края только в 47 работают около половины негосударственных управляющих компаний. В Алейском, Егорьевском, Петропавловском, Родинском, Славгородском и ряде других районов рынок управляющих организаций вообще не сформирован. А в Волчихинском, Солтонском районах, ЗАТО Сибирский и городе Яровом все многоквартирные дома по-прежнему находятся в управлении муниципальных предприятий, что исключает возможность их участия в федеральных программах по капитальному ремонту жилья.

    Основная причина, по мнению начальника краевого управления по ЖКХ Николая Целищева, - отсутствие спроса на услуги управляющих компаний в сельской местности, где есть немало двухквартирных домов. Кстати, пока и законодательно четко не прописано: считать ли дома на двух хозяев многоквартирными. Поэтому-то их жильцы неактивно участвуют в реформировании.

    В сельских районах собственники жилья отказываются участвовать в управлении своими домами, ссылаясь на их высокий износ. Получается замкнутый круг: люди не хотят участвовать в реформах из-за ветхости жилья и тем самым фактически отказываются от господдержки на его ремонт. Николай Целищев считает, что здесь недорабатывают местные власти, которые плохо разъясняют населению условия получения федеральной помощи.

    Много проблем и с развитием рынка предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. Более 25 процентов частных компаний работают пока только в 69 муниципальных образованиях. Но среди предприятий тепло- и водоснабжения по-прежнему доминируют муниципальные.

    - Это тоже недоработка местных властей, - уверен начальник краевого управления по ЖКХ. - Многие муниципалитеты "спустили" функции по жизнеобеспечению населения на уровень поселений. В Залесовском районе девять поселений оказывают услуги водоснабжения, в Косихинском - 11, в Красногорском - 12. Но по ФЗ-131 это не входит в их обязанности.

    Краевые власти убеждены: приход частных компаний в коммунальную сферу повысит доходность отрасли. Доля безубыточных предприятий за полгода выросла с 24 до 31 процента. Но чтобы к 2010 году число частных компаний достигло 80 процентов, как того требуют условия реформирования, на местах надо активнее решать вопросы приватизации и аренды муниципального имущества.

    Правда, и здесь главное не перегнуть палку, как, например, в Зональном районе, где умудрились продать три котельные и 26 единиц транспорта, находящиеся в муниципальной собственности, частному предприятию всего за 1,3 миллиона рублей. Причем авансировали этот платеж из местного бюджета.

    Глава Зонального района Андрей Беспалов отметил, что бывшее руководство района восприняло реформу по-своему, отдав ликвидное имущество частному лицу практически бесплатно, а долги бывшего МУПа за уголь в 7,3 миллиона рублей возложив на районный бюджет.

    - Мы сейчас пытаемся оспорить в суде законность этой сделки, - пояснил Беспалов. - К тому же частник, получив практически идеальные условия для развития, результатов не добился: качество услуг снизилось, модернизация не проводится, люди жалуются. И муниципалитет, и краевой бюджет направляют миллионы рублей за поставки угля, а частная компания - ни копейки.

    От первого лица

    Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

    - Реформирование ЖКХ идет сложно, поскольку фонды отрасли очень изношены. Но в последние два года принят ряд мер, которые позволили ускорить процесс - были разделены функции исполнителя и заказчика жилищно-коммунальных услуг, создан рынок управляющих компаний, решается вопрос по передаче объектов ЖКХ организациям малого бизнеса, привлекаются инвестиции, развивается государственно-частное партнерство. Хотя, когда государственное имущество продается за копейки, как в Зональном районе, - это пример того, как не надо проводить реформу. Мы обратимся к прокурору края, чтобы разобраться в этой ситуации.

    Поделиться