23.09.2008 03:30
    Поделиться

    Большая часть муниципалитетов Башкортостана не знают как заработать на жизнь

    Сегодня из 1019 органов местного самоуправления лишь  один район и пять городов Башкортостана  получают больше собственных доходов, чем  помощи из республиканской казны.

    Рычаги без двигателя

    С 1 января 2009 года администрации муниципальных образований Башкортостана должны перейти на полное самообеспечение. Однако собранных на своей территории средств им не хватит на исполнение обязательств.

    В соответствии с Федеральным законом № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципалитетам последние четыре года почти ежемесячно передаются все новые обязанности как по организации жизнедеятельности в городах и сельских районах, так и по поддержке инфраструктуры в достойном виде. Школы и больницы, коммунальные сети и зарплаты бюджетникам - все это головная боль самой близкой к населению власти. Недавнее "приобретение" местных администраций - обязанность содержать в порядке все дороги локального значения. И по возможности прокладывать новые. Помогать им в этом опять назначен региональный бюджет, в составе которого и так каждый год формируется несколько специальных фондов для финансовой помощи поселениям.

    В самом начале реформы, когда местная власть не имела ни своего имущества, ни казны, ни кадров, способных ею управлять, даже положенные права и обязанности пришлось оставить на уровне крупных районных администраций. За три года поправками, внесенными в 131-й закон, перечень полномочий органов местного самоуправления увеличился почти вдвое. Однако проблема дефицита их бюджетов решается все тем же путем - предоставлением субсидий и дотаций из республиканской казны.

    Впрочем, муниципалитетам под финансовым крылом республики оказалось так удобно, что от врожденной доходной немощи избавляться они не спешат. Более того, успешных городских и сельских поселений не стало больше. Поэтому не случайно власти видят выход из создавшегося положения в сокращении количества муниципальных образований. Три года назад, согласно административно-территориальному делению, в нашей республике их стало больше, чем в каком-либо другом регионе России - 1019.

    - Уже на втором съезде муниципалитетов Башкортостана решено оптимизировать число муниципальных образований, проще говоря, сократить их на 150 - 250 единиц, - говорит один из инициаторов такого прагматичного подхода премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев.

    Жизнь не по средствам

    Сегодня 272 поселения в Башкортостане являются малочисленными, с населением не больше тысячи человек. Если сложить расходы их бюджетов, то получится едва ли десять процентов от общего объема затрат всех поселений в 363 миллиона рублей. Например, в Кугарчинском, Зианчуринском и Архангельском районах есть муниципальные образования, где живет не более 250 человек. В Аскинском в 17 из 22 поселений насчитывается от 400 до 900 жителей . Подобную картину можно увидеть и в Бакалинском, Благовещенском, Ермекеевском, Федоровском, Нуримановском, Стерлибашевском и Янаульском районах. Какие могут быть доходы в таких муниципалитетах, если основными источниками местной казны являются подоходный налог и поступления от использования имущества?!

    В результате разрыв по размеру бюджетов поселений достигает стократной величины. К примеру, ежегодно Такарликовский сельсовет Дюртюлинского района зарабатывает 14,9 миллиона рублей, а Калмашевский сельсовет в Дуванском районе - 34 тысячи. Такая неравномерность в обеспечении расходных обязательств привела к тому, что 640 поселений из 956 могут выполнить свои полномочия едва ли на 30 процентов. Неудивительно, что муниципалитеты стремятся брать на себя как можно меньше обязательств.

    - Две трети сельских поселений и все 14 городских отдали большую долю своих полномочий на районный уровень, в общей сложности на 703 миллиона рублей ежегодно, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "Российской газеты" Раиль Сарбаев. - Чаще всего это вопросы местного значения, например, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, обеспечение жителей топливом.

     Еще чаще муниципалитеты отказываются от поддержки местных библиотек и организации досуга. Дальше всех пошли в Татышлинском районе республики, где в районный центр сельские поселения передали 64 процента расходных полномочий. Однако при скудности местной казны чиновники пользуются всеми правами, которые дает им 131-й закон. Только управленческие расходы бюджетов сельских поселений в республике больше объема их доходов в среднем на 47 процентов.

    Десятки и сотни органов местного самоуправления в Аскинском, Белебеевском, Белокатайском, Гафурийском, Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Кугарчинском, Учалинском и других районах тратят на содержание должностного аппарата в 10 - 30 раз больше, чем зарабатывают. Доходит до курьезов. Например, Верхнесуянский сельсовет Караидельского района при собственной доходной базе 36 тысяч рублей имеет управленческие расходы на 873 тысячи, а Архангельский в Гафурийском районе "проедает" 1,32 миллиона при доходе в 34 тысячи рублей.

     Разделение пирога

    Подобная задача усиления слабых муниципалитетов выглядит вполне выполнимой. Сельские поселения - наиболее уязвимое звено муниципальной реформы в финансовом плане. Однако правительство республики не собирается ликвидировать территории подчистую, вычеркивая их с региональной карты. Несостоятельные муниципалитеты присоединят к успешным, которые уже показали управленческую смекалку и могут собирать доходы в достаточном количестве.

     - После оптимизации в Башкортостане должно остаться не больше 800 сельских поселений. Развитие местного самоуправления возможно лишь в условиях, когда на территории есть собственные ресурсы и стимулы к их мобилизации. Пока еще идет процесс разграничения государственной и муниципальной собственности на землю, другие работы по землеустройству и переоформлению прав на участки, новые границы можно определить без дополнительных затрат, - заверяет Раиль Сарбаев, который начинал эту работу еще будучи министром земельных и имущественных отношений региона.

    В ближайшие годы субсидирование муниципальных образований из республиканского бюджета не прекратится. Чтобы как-то заставить города и районы зарабатывать себе на жизнь, правительство предложило поощрять активные муниципалитеты солидными финансовыми грантами.

    Комментарий

    Айрат Гаскаров, первый заместитель премьер-министра правительства РБ, министр финансов:

    - Сегодня из 38,4 миллиарда рублей доходов республиканской казны от муниципалитетов поступает лишь 18,7 миллиарда. В нынешнем году объем бюджетных доходов прогнозируется в объеме 41 миллиарда рублей, однако доля городских и сельских поселений увеличится очень незначительно. Кроме того, более двух третей всех поступлений обеспечивает девять городов республики, из которых 46 процентов приходится на Уфу. В результате 54 района Башкортостана дают 28 процентов бюджетных доходов региона. Безболезненно переживать муниципальную реформу позволяет лишь межрегиональная система формирования местных бюджетов и то, что большинство функций по-прежнему исполняется на уровне муниципальных образований районов.

    Поделиться