23.09.2008 01:57
    Поделиться

    Ученые Белгорода считают, что коммерциализировать научную разработку сложнее, чем придумать

    Коммерциализировать научную разработку сложнее, чем придумать. К такому выводу пришли специалисты по проблемам авторского права на совещании в Белгороде.

    Местом его проведения стал Белгородский госуниверситет. За счет федеральных средств в рамках нацпроекта "Образование" этот вуз коммерциализировал 4 инновационные разработки своих ученых и 20 подготовил к внедрению в производство.

    Мозги дороже долларов

    По данным Роспатента, на протяжении нескольких лет в России регистрируется 40-50 тысяч патентов - вчетверо меньше, чем в начале 90-х. При этом если раньше на долю физических лиц приходился примерно 1 процент изобретений, то сегодня - около 40. Как отмечает заместитель начальника отдела науки, высшего и послевузовского образования Белгородской области Сергей Колесников, люди нацелены на внедрение разработок в производство. Однако лишь 4-6 процентов из них доходит до коммерциализации.

    - Парадоксальная ситуация: в России работают 12 процентов ученых мира, но наша страна производит только 0,3 процента мировой наукоемкой продукции. Это связано и с несовершенством российского законодательства об авторских правах, и с отсутствием правовой грамотности в среде отечественных ученых, - считает Сергей Колесников.

    Ректор Белгородского госуниверситета Леонид Дятченко основной проблемой называет массовую "утечку мозгов" в постперестроечный период.
    - Доллары, вывезенные в 90-е, - это пустяк для страны по сравнению с потерей ученых, которые уехали от нищеты и безысходности, - говорит он. - Наша задача - вернуть в Россию интеллектуальный капитал.

    Опыт Белгородского госуниверситета в этом отношении уникален. Несколько лет назад здесь открыли Центр наноструктурных материалов и нанотехнологий. В Черноземье переехала целая научная школа из Томска, за ними - ведущие специалисты в сфере нанотехнологий, подавшиеся в свое время в Польшу, Германию и Японию. В прошлом году с инновационными проектами ученых вуза знакомились Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Оособое внимание они обратили на необходимость сохранения секретности разработок.

    Разработчики вынуждены "узаконивать" изобретения от имени своих предприятий или записывать в соавторы директоров

    Весной университет открыл опытно-производственное предприятие по выпуску наноматериалов. Медицинские инструменты из нанотитана, который получают белгородские ученые, сочетают легкость и биосовместимость с организмом человека. Нанотитан "доводится до ума", и в ближайшее время вуз планирует запустить производство хирургических инструментов в сотрудничестве с Казанским медико-инструментальным заводом. Есть интересные разработки в сфере стоматологии и производстве имплантатов. Обеспечив взаимодействие науки с производством, ученые БелГУ теперь озабочены защитой разработок от мошенников в сфере "авторского права".

    Если случится чудо…

    Большинство специалистов высказывают сомнения в эффективности статей Гражданского кодекса, которые призваны охранять интеллектуальную собственность. Она становится одним из самых дорогих активов и важных факторов производства, однако у обладателей авторского права проблем не убавляется.

    - Допустим, вуз получил патент на изобретение своих ученых, - рассуждает начальник отдела интеллектуальной собственности БелГУ, патентный поверенный Татьяна Токтарева. - Как им распорядиться? Закон запрещает вузу организовать производство по запатентованному способу для получения экономической выгоды. Единственный выход - продажа права на использование защищенного патентом результата научно-технической деятельности (РНТД). А чтобы свободно распоряжаться средствами от продажи лицензий, необходимо получить разрешение на открытие лицевого счета в территориальных органах Федерального казначейства. В противном случае доходы от патента уйдут в федеральный бюджет. Вуз в этом, естественно, не заинтересован.

    Нелегко приходится и изобретателям-одиночкам, считает кандидат технических наук Николай Нечаев. Инженер, как правило, вынужден "узаконивать" статус своего изобретения от имени предприятия, на котором он работает, ведь на патентование нужны немалые средства. Кроме того, соавторами часто "становятся" директора предприятий.

    - Если случилось чудо и ваше изобретение внедрили, потребуется договор о передаче изобретателями прав на патент родному предприятию - с указанием процентов авторского вознаграждения. А директор подписывать его не спешит, особенно если экономическая эффективность исчисляется миллионами. Станешь судиться - вышвырнут с работы. Вам такая ситуация не знакома? - задал коллегам риторический вопрос Николай Нечаев.

    В дело пустили, а про автора забыли

    Среди основных недостатков Гражданского кодекса, которые губят изобретательство на корню, эксперты называют нормы о возмещении изобретателем расходов работодателя, "понесенных" им в связи с созданием "не служебного объекта промышленной собственности". То есть сделанного не по заказу предприятия. В то же время в Белгородской области есть примеры удачного внедрения инноваций в производство. Несколько лет назад корпорация ЖБК-1 для обслуживания дочерних предприятий создала компанию "Интеллект-Сервис". В результате появилось сразу несколько изобретений, которые могут быть успешно коммерциализированы. В частности, конструкции офисных и бытовых кресел и специальные накладки на сидения, которые разгружают позвоночник и улучшают кровообращение, удостоились золотой медали на международном салоне "Архимед-2008".

    Однако подобные примеры скорее можно отнести к исключениям. Более характерна история белгородского изобретателя Валерия Шаманова. Он придумал и, несмотря на потерю зрения, довел до внедрения прибор, развивающий пространственное мышление у школьников. Небольшой пластмассовый пенал со специальным оборудованием способен заменить учителю геометрии несколько шкафов с наглядным материалом. Чтобы добиться внедрения разработки в производство, слепой изобретатель дошел до губернатора Евгения Савченко. Одно из белгородских предприятий взялось за изготовление прибора Шаманова. Однако вознаграждения за свои труды автор не получил.

    - Я просил заключить со мной лицензионный договор, но представители завода отмахнулись: "Потом, успеется!" - рассказывает изобретатель. - В итоге о правах патентообладателя "забыли". Пытался судиться - но без особого успеха. Правильно говорят: хочешь походить по мукам - стань изобретателем. 

    Поделиться