Осенью оптовые цены на лук упали с прошлогодних 6-7 до 4-5 рублей за килограмм.
В этом году волгоградские овощеводы соберут около 600 тысяч тонн овощей, на 20 процентов увеличив прошлогодние цифры. По данным областного комитета по сельскому хозяйству, самой популярной культурой у овощеводов последние несколько лет является лук. В общем объеме урожая он занимает 42 процента, значительно опережая томаты и другие культуры. А всего за последние четыре года в самых южных регионах России площади, занимаемые луком, увеличились в 4-5 раз.
Эта сельхозкультура привлекает аграриев высокой урожайностью, длительными сроками реализации и хранения, а также возможностью применения высокомеханизированных технологий. Последнее особенно важно в силу недостатка рабочих рук на селе и высокой стоимости привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа. Просчитав эти факторы, с каждым годом все больше волгоградских фермеров делали ставку на эту культуру, увеличивая его посевы.
Но рынок лука в силу объективных причин не может расти так быстро, как у других овощей. Возможности его применения в пищу уже, да и в консервной промышленности он проходит как вспомогательное сырье. В итоге высокий урожай, а также ряд внешних неблагоприятных экономических факторов, можно сказать, обвалили рынок. "Сижу часами в интернете, обновляю свои объявления о продаже, а покупатели носом крутят, придирчиво изучают цену, возможности транспортной доставки", - рассказал корреспонденту "РГ" один из волгоградских фермеров.
Выступавший на состоявшемся на прошлой неделе в Волгограде семинаре по эффектным технологиям выращивания лука первый замминистра сельского хозяйства астраханского правительства Виктор Шляхов подтвердил, что та же проблема характерна и для астраханских фермеров:
- По нашим подсчетам, рынок в России готов потреблять около полутора миллионов тонн, а российские аграрии производят много больше, даже без учета импорта покрывая с медицинской точки зрения обоснованную норму в 12 килограммов этого овоща в год на человека. Бездумно увеличивая производство лука, мы сами себя загоняем в угол. Фермерам надо четко просчитать и сразу сделать ставку на капельное орошение, достаточное использование удобрений и главное - заранее подписанные контракты. Прежде чем разводить эту культуру, надо четко понимать, куда можно будет его продать.
Сами производители тем не менее не видят альтернативы этой эффективной культуре. В частности, начальник отдела планирования и сбыта одного волгоградского крестьянско-фермерского хозяйства Алек-сей Чуднов рассказал корреспонденту "РГ":
- Низкие цены этого года, конечно, сократят нашу рентабельность. Но мы надеемся, что это временное явление на рынке, и от ставки на лук не откажемся. А если цены сохранятся на низком уровне, возьмем валом и возможностью хранить и продавать лук в течение долгого времени.