Ярославские чиновники поторопились признать жилой дом аварийным

Жители дома в центре Ярославля, отнесенного городскими и областными чиновниками к категории аварийного жилья, в районном суде добились права на приватизацию своих квартир.

Начиналось все достаточно прозаично: в 2006 году житель дома № 9 по Октябрьскому переулку Александр Романов решил приватизировать свою квартиру. Однако, обратившись в ДЕЗ Кировского района, он получил ответ: дом аварийный и квартиры в нем приватизации не подлежат.

- Я был очень удивлен, - рассказывает Александр. - Дом у нас кирпичный, прочный, он еще сто лет простоит. Какая может быть аварийность? Написал письмо в районную администрацию, но и там подтвердили, что дом действительно отнесен к категории аварийного и непригодного для проживания жилья.

Любой другой человек, наверное, вряд ли бы стал спорить с чиновниками - как говорится, им виднее. Но Романов решил докопаться до истины, поэтому и обратился в суд. Тут-то и выяснилось, что акт № 149, согласно которому 16 ноября 2004 года аварийным был признан дом по Октябрьскому переулку, мягко говоря, несостоятелен.

Жалоб нет, а подпись есть

- В соответствии с законом, для того чтобы признать дом аварийным, на место должен выйти целый штат специалистов, - говорит Александр Романов. - Заключение дают орган государственной санитарно-эпидемиологической службы, орган государственной противопожарной службы, также должно быть заключение о техническом состоянии жилого дома, акт Госжилинспекции. И уже после того, как получены эти данные, на их основании дом осматривает областная комиссия, которая и принимает решение о пригодности жилого дома, либо о его пригодности после проведения капитального ремонта, либо о непригодности. Составляется соответствующий акт, заверенный подписью и печатями представителей тех организаций, которые проводили обследования.

Вот тут и случилась нестыковка. Подписи и печати в акте по признанию дома № 9 по Октябрьскому переулку аварийным стоят, а вот заключений специалистов к нему не прилагается. Равно как отсутствуют жалобы проживающих в доме жильцов, которые также должны присутствовать. А значит, акт № 149 не имеет никакой юридической силы.

Более того, выяснилось, что за один день комиссия признала аварийными... 212 ярославских домов. Если члены комиссии в соответствии с законом выходили на каждый из них с осмотром, они должны были передвигаться со скоростью света...

- Это было сделано для того, чтобы мы не могли приватизировать свои квартиры, - уверен Александр Романов. - При расселении аварийного жилья собственника помещения не отправишь на окраину в социальное жилье, с ним придется торговаться. Если сейчас мы не имеем никаких прав, то после приватизации квартиры с нами будут разговаривать на равных.

Метровые стены

Состоявшийся суд требования истцов удовлетворил. В решении судья указал: акт № 149 не соответствует требованиям положения о порядке признания жилых домов непригодными для проживания. Физический износ дома определен неверно, с актом не представлены необходимые заключения контролирующих органов, фактический осмотр дома не проводился. Угроза аварии или обрушения дома не установлена.

А как она может быть установлена, если дом и впрямь аварийным ну никак не выглядит? Крепкий фундамент, стены в метр толщиной - да такому жилью позавидуют многие обитатели деревянных бараков на окраинах Ярославля. К примеру, один из них, деревянный двухэтажный дом на проспекте Авиаторов, того гляди погребет под собой всех жителей. Потолок обваливается, стены рушатся, печное отопление, а дом аварийным не признан. Расселять людей никто не собирается.

Странный ремонт

- Да все очень просто, - уверены истцы. - Сама земля под нашими домами стоит больших денег, на этом участке земли сразу два дома можно построить. А в случае, если мы свои квартиры приватизируем, город все это теряет. Ответчики в суде обмолвились: мол, площадка уже была продана инвесторам, и если решение вступит в силу, придется деньги возвращать.

Не совсем понимают люди и другого: зачем в прошлом году в их якобы аварийном доме произведен капитальный ремонт фасада, подъезда, крыши, утеплялись трубы. Зачем менялись двери, в теплоузле поставлены дорогие счетчики?

- В нормальных домах такого не делают, люди годами бегают, добиваются, а у нас в аварийном жилье - пожалуйста, - недоумевает Александр Романов. - Но ведь нас собираются расселять, значит, все затраченные на ремонт бюджетные средства расходовались нецелевым образом...

В ходе судебного разбирательства выяснился и другой щекотливый момент. По закону, если жилье признано аварийным, людей из него требуется расселить немедленно, поскольку имеется реальная опасность обрушения здания. Жильцы не должны ждать ни месяц, ни два, ни тем более годы. Но когда это случится - Бог весть. В суде ответчики - представители мэрии и областной администрации - только разводили руками: пока расселить не можем, нет денег.

Комментарий

Елена Тихомирова, консультант-юрист правового управления мэрии Ярославля:

- Говорить о том, что решение по иску Романова окончательно, еще рано. Мы обжаловали его в кассационном порядке. По всей видимости, районный суд, вынося решение в пользу истца, сделал это исходя из недостатков оформления акта.

Последствия такого решения для самих жильцов могут быть не совсем благоприятными. В Ярославле действует программа расселения ветхого и аварийного жилья, под которую выделяются бюджетные средства. В частности, в 2008 году средства бюджетов будут направлены в первую очередь на расселение аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2007 года. Кроме того, граждане заблуждаются относительно объема тех прав, которые закон предоставляет собственникам. По Жилищному кодексу наниматель при расселении имеет право на площадь, равнозначную той, которую он занимает. И такое жилое помещение может быть потом бесплатно приобретено в собственность в порядке приватизации. То есть, являясь нанимателем, Романов мог бы получить двухкомнатную квартиру или две однокомнатные. Будучи собственником, он может претендовать на выкупную стоимость своего жилья, и я не думаю, что в ветхом доме она очень велика.

Между тем

Движение "вспять" начали жители не только названного дома № 9. Жильцы дома № 63а по улице Большой Октябрьской выиграли аналогичное дело уже во второй инстанции. Тот же акт опротестовали жильцы дома № 27а по улице Собинова - и выиграли районный суд. Удовлетворил районный суд и требования Александра Романова. Опротестовывают акт жители дома № 10 по улице Собинова.