До сих пор подобного закона о промышленности в целом в российском законодательстве не было, заявил один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности В. Драганов. Законодательство о промышленности не было систематизировано, издавались лишь отдельные законодательные и подзаконные акты, пояснил депутат. По его словам, "проект не носит отраслевой специфики и ориентирован на весь промышленный комплекс России", передает агентство Прайм-ТАСС.
Итак, под национальной промышленной политикой в законопроекте понимается система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Законопроект определяет меры поддержки промышленности со стороны государства: финансовую, имущественную, информационную и консультационную.
В документе предусматривается господдержка в области инноваций, поддержка путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных нужд. Кроме того, в проекте закона говорится и о поддержке отечественных производителей на внешних рынках. "Опыт иностранных государств свидетельствует об использовании механизмов промполитики для стабилизации и ускорения роста национальной экономики, содействия экспорту отечественной промышленной продукции, сохранения национальных природных и иных ресурсов, обеспечения оптимальной устойчивости внутреннего рынка. Эти аспекты мы также постараемся учесть в нашем законопроекте", - сказал В. Драганов.
В настоящее время, по словам депутата, в перечне полномочий субъектов Федерации и муниципальных образований развитие промышленности не предусмотрено, и они не на вполне законных основаниях распоряжаются бюджетными средствами и своим имуществом в этих целях. Законопроект, в частности, направлен на устранение этой коллизии.
Законопроектом предусматривается формирование Национального промышленного совета - независимого общественного органа, представляющего интересы субъектов промполитики. В сферу его интересов будут входить: привлечение субъектов промышленной деятельности к выработке и реализации промполитики; участие в разработке концепции промполитики; развитие инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию промполитики.
В свою очередь, заявила заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Елена Панина, для того чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и повысить обороноспособность страны, необходима эффективная национальная промышленная политика и механизмы ее последовательной реализации. По ее мнению, сегодня конкурентоспособность отечественной промышленной продукции остается недостаточной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Медленно развиваются наукоемкие производства. В структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса. Обрабатывающие отрасли, и особенно машиностроение, отстают от уровня индустриально развитых стран.
В законопроекте, по словам Паниной, не случайно идет речь о национальной промышленной политике как об общегосударственной, общенациональной задаче, которая решается во взаимодействии государства и общества.
Впервые в отечественном законодательстве появляется понятие промышленного кластера, что позволит создать законодательные условия для развития этих возникающих в настоящее время групп локализованных взаимосвязанных организаций и предприятий, взаимодополняющих друг друга и тем самым усиливающих конкурентные преимущества, считает Е. Панина.
Особое внимание в законопроекте уделено прогнозированию в сфере промышленной политики. Законопроектом предусматривается, что в состав концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу входит концепция промышленной политики, а в состав программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу - программа промышленного развития. В связи с этим вносятся изменения в Закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ". Е. Панина считает, что этот документ, принятый еще в 1995 году, в целом устарел и нуждается в серьезной переработке, особенно в связи с ведущейся сейчас разработкой стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Отдельная глава законопроекта посвящена мерам государственной поддержки промышленных предприятий и способствующих их деятельности организаций инфраструктуры. Такая поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку субъектов и организаций. Говорится в документе и о роли госзаказа, переподготовки и повышения квалификации кадров, регулирование таможенных пошлин и тарифов в целях поддержки предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, иные виды поддержки. Все это создает необходимые законодательные предпосылки для последующего внесения изменений в Налоговый, Бюджетный, Таможенный кодексы РФ, отраслевые федеральные законы.