Больше половины импортной и отечественной обуви, которая продается в магазинах и тем более на вещевых рынках, - подделки и контрафакт. Об этом вчера говорили участники "круглого стола" в "РГ" "Взрослые проблемы малого бизнеса".
"Меньше чем за 15 тысяч рублей я себе ботинки в российских обувных магазинах не покупаю. Но и за такую цену они все равно через год разваливаются", - вовсе не похвастался, а поделился вчера своим печальным опытом один из предпринимателей.
На примере развития отечественной обувной отрасли в редакции состоялась бурная дискуссия. Ее участники - депутаты, члены Совета Федерации, столичные чиновники, представители общественных организаций и российские производители обуви. Практически все они пришли к выводу, что ни высокая цена, ни марка производителя купленной на отечественном рынке обуви не гарантируют качества. Мало того что больше половины ее - подделки и контрафакт, но обувь вообще зачастую оказывается опасной для здоровья. Особенно это касается детской обуви, сделанной в основном в Китае и ввезенной "левыми" путями, так называемыми "транзитными спекулянтами".
"Такая обувь, произведенная с применением запрещенных химических добавок, просто вредна для детского здоровья", - заявила член некоммерческой организации "Дети - опора державы" Наталья Цветоцкая. Вместе с тем, по ее словам, отечественным обувщикам, которые выпускают качественный товар, практически невозможно сегодня конкурировать с иностранными коллегами.
Ее поддержала генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. По ее словам, ситуацию обострило снижение в 2006 году ввозных таможенных пошлин на обувь до 10 процентов. "Производить в России обувь нерентабельно, поскольку она завозится очень дешево, продается дорого, а "вилка", то есть прибыль, достается не производителям, а торговцам", - поставила окончательный диагноз Андрунакиевич. Тем не менее, по мнению производителей - участников "круглого стола", оптимизм их не покидает. Они надеются и на повышение пошлин, и на протекционистскую отраслевую политику со стороны государства, а также на то, что импульс отрасли придаст малый бизнес и преференции, которые сегодня появляются у него.
В ответ ложку дегтя в дискуссию добавил Александр Карпов, первый заместитель руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы. По его мнению, несмотря на многочисленные городские программы поддержки малого бизнеса, обувная отрасль, к примеру в Москве, по определению развиваться не может. Слишком высоки издержки - стоимость земли, энергоресурсов, рабочей силы. Выживать в условиях конкуренции могут только отдельные небольшие обувные ателье, да и то только те, которые нашли рынки сбыта через торговые сети. Единственное, на что делают ставку столичные чиновники, разрабатывающие программы помощи малым предприятиям, работающим в обувном секторе, это на дизайн.
Именно здесь, по мнению чиновника, сегодня создается самая высокая добавленная стоимость. К тому же, уверен Карпов, для отрасли остро стоит вопрос подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
"Модные лекала или обувные колодки можно купить в Италии, кожу в Турции. А вот кто реально будет шить модную обувь у нас в стране? Китайцы?" - пояснил он свою мысль.