Психологи: за спиной изуверов-скинхедов скрываются взрослые идеологи

Когда подростки пинают в живот беременную женщину и убивают своих ровесников только за то, что у них иной разрез глаз, согласитесь, что-то уродливое и опасное поселилось в нашем обществе.

По последним данным МВД, в группировки бритоголовых, которых в стране не менее 400, входят больше 20 тысяч молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет. Они называют друг друга скинами, носят похожую одежду черного цвета и обязательно высокие ботинки на шнуровке - "берцы". Главное их кредо - "бить всех нерусских". По всем понятиям цивилизованного мира перед нами представители неофашизма, правда, еще ни в одном суде этого не было доказано. Судьям проще считать их обыкновенными хулиганами. Общественное мнение тоже до конца не определилось в своем отношении к скинхедам. Три четверти россиян не приемлют проявления радикального национализма, но при этом лишь 60 процентов наших сограждан считают необходимым запретить движение скинхедов. Большинство же вообще называют принадлежность молодых людей к скинам болезнью роста. Вопрос: вырастет ли малолетний насильник в нормального человека?

От 3 до 10 лет - к таким срокам лишения свободы Мосгорсуд приговорил банду подростков-скинхедов, обвиняемых в двух убийствах, десяти покушениях на убийство и разжигании национальной розни. Прокурор требовал назначить им наказание от 5 до 22 лет лишения свободы. Но суд на этот раз решил быть милосердным, вдвое сократив сроки наказания и отправив главаря банды и единственного совершеннолетнего Ивана Колиниченко на принудительное психиатрическое лечение. Этот приговор многие посчитали слишком мягким. На сайт "РГ" уже поступили первые отзывы на решение судей. "Мало дали, - сокрушается мама 16-летнего сына и 18-летней дочери. - Они же совсем не раскаиваются: лица злобные, безумные. А еще нужно было судить родителей". "Замечательно, - подхватывает Олег, - 3 года колоний, и снова за дело!" Такая реакция людей вполне объяснима. Сидящие на скамье подсудимых подростки прошли "кровавым маршем" по югу и юго-западу столицы. Вооруженные битами и ножами, они убили известного шахматиста - 46-летнего уроженца Якутии Сергея Николаева, 23-летнего Ованеса Айрумяна, а также тяжело ранили дворника Расулжона Гулишова и 25-летнего Галиба Кабилова. Среди жертв была и беременная женщина, которую отморозки нещадно били прямо в живот. Откуда в подростках такая жестокость?

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор Алексей Осницкий считает, что всему виной безразличие взрослых.

- Постепенно ребенок понимает, что взрослые на самом деле не образец для подражания. И ему приходится самостоятельно вырабатывать новую картину мира, новую программу жизни, а это очень сложный и мучительный процесс. Именно этим подростковый возраст и хорош, потому что человек пытается стать самостоятельным. Но без помощи взрослых, внимания к личным проблемам подростка пережить так называемый переходный возраст бывает очень сложно.

Чаще всего, по словам Осницкого, авторитетом для подростков становятся люди решительные, последовательные в своих делах и поступках, но это вовсе не значит, что они обязательно будут добропорядочными гражданами. Люди с криминальным прошлым очень хорошо знают эту психологическую особенность подрастающего поколения. Они умеют вовремя оказать поддержку, объяснить по-своему, что к чему. Правда, потом подростку неизбежно приходится расплачиваться за эту "поддержку".

- Агрессия подростков не возникает просто так, всегда есть организующее начало - взрослые люди, которые идеологически руководят и направляют, - подвел неутешительный итог Алексей Осницкий. - Подросток по своей сути ершист, но одновременно он ищет поддержки взрослых.

Оказывается, агрессивность подростков находится в прямой зависимости от агрессивности взрослых. Алексей Осницкий рассказал, как в ходе одного эксперимента они сравнивали уровень агрессивности двух классов. Дети учились в одной школе, у одних и тех же учителей, за исключением только одного учителя математики - в одном из классов этот предмет вела новая молодая учительница.

- В том классе, в котором была больше суммарная агрессивность учителей, была больше и агрессивность подростков, - рассказывает Осницкий. - Было достаточно перевеса в одну человеческую единицу, чтобы общий фон агрессивности был значительно снижен.

Свои злодеяния осужденные скинхеды снимали на видео, а потом хвастались своими "подвигами" в Интернете и обсуждали их на форумах. Эту тягу к демонстративности психолог Алексей Осницкий объясняет тем, что подростки неуравновешенны и их легко объединить в стаю.

- В стае человек теряет свое человеческое лицо и начинает действовать по законам стаи, - объясняет он. - Мало того, в стае все равно срабатывает индивидуалистический, заданный природой конкурентный способ поведения, а именно демонстрация хоть в чем-то своего превосходства. Когда они вместе и едины в своих действиях - это еще сильнее их объединяет. В уголовной среде новичков принято крестить кровью - их заставляют совершить преступление. В группе проще сделать первый самый сложный шаг, а потом все уже легко.

Во время суда и в особенности когда суд закончился, члены банды Колиниченко вели себя очень уверенно. Они всерьез верили в свою правоту, бравировали своим положением и тем, что они сделали. Они с улыбками на лицах выслушали приговор. А когда их выводили из зала суда мимо родственников и друзей, громко скандировали: "Мы построим новый рай - зиг хайль!"

Психологи не видят ничего удивительного в том, что подростки не боятся наказания. Добрые люди и современные отечественные фильмы уже успели им рассказать, что на зоне тоже жизнь.

- Они уже знают, что на зоне выживают настоящие люди, - говорит Осницкий. - И это действительно так, только сильные и последовательные люди могут там выжить. Другое дело, что система ценностей там скорее не человеческая, а из животного мира, который живет по законам конкуренции. Сотрудничество и взаимодействие природе не свойственны. Поэтому главный принцип - выживает сильнейший. Вот и эти ребята мечтают по-своему стать сильнейшими, а значит, личностью.

Наталья Лебедева

комментарий

Владимир Дашкевич, композитор:

- То, что произошло с этими ребятами, - лишь один из многочисленных показателей процесса, который происходит в нашей стране, я его называю самоорганизацией зла. Такие понятия, как человек достойный и справедливый, потеряли свою значимость, зато каждому ясно, что такое закон стаи или чужак. И то, что совсем юные ребята уверены в своем праве убивать и калечить людей во "благо" страны, лишний раз доказывает, что наше общество стремится к самоуничтожению. Сегодня человек не любит приезжих, завтра тех, кто чуть богаче или выше ростом, послезавтра он возненавидит любого, кто окажется рядом. И мы можем сколько угодно причитать, говорить о том, что скинхеды - это зло. Зло, несомненно, но это лишь внешние проявления того зла, которым заражено все общество. У молодежи нет кумиров, которые говорили бы о добре и справедливости, поэтому ребята, грезящие силой и властью, делают своим идолом Гитлера. Для них не имеет значения то, что их страна победила фашизм, - ведь они видят, сколько в этой стране несправедливости. А что такое фашизм, если не отсутствие справедливости. Нет, это не снимает с подростков ответственности за то, что они совершили. В конце концов пятнадцать-шестнадцать лет - это уже не мало, в этом возрасте уже можно надеяться, что в человеке проснется что-то человеческое. Но если бы вместо трех-четырех лет мальчишек посадили на двадцать - это бы точно не изменило их к лучшему. У взаимоотношений тюрьмы и общества есть два варианта: либо общество воспитывает тюрьму, либо тюрьма - общество. У нас же даже среди свободных людей правят тюремные законы и блатной жаргон. Смогут ли эти подростки в тюремном мире или протюремном обществе понять, что поступали неправильно, захотят ли сосуществовать в мире?

Подготовила Адиля Зарипова

Справка "РГ"

В 2008 году от рук скинхедов погиб 71 человек, 268 человек получили ранения.

50 актов вандализма зафиксировано в отношении религиозных объектов.

Особая активность неонацистов отмечена в Ярославле, Саратове, Омске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других городах России.

(По данным информационно-аналитического центра "Сова")