Алтайские крестьяне крайне недовольны предложенными закупочными ценами на зерно

Сельхозуправление обнародовало цены, по которым готовы покупать зерно у крестьян алтайские предприятия переработки, - 5500-6650 рублей за тонну пшеницы третьего класса.

Но крестьяне не готовы продавать зерно нового урожая дешевле семи тысяч рублей за тонну.

Исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Алтая Александр Вайс назвал цены переработчиков "очень плохими".

- При неполностью загруженных производственных мощностях они устанавливают цены, по которым зерно им никто не будет продавать - логика зернопереработчиков непонятна, - недоумевает Вайс.

Напомним, что в конце августа губернатор края Александр Карлин подписал постановление, устанавливающее закупочные цены до конца 2008 года. Согласно документу, регион будет покупать пшеницу третьего класса по 7150 рублей за тонну. Эта цена, по мнению Вайса, при серьезном недоборе урожая в текущем году крестьян устраивает. Зато в ценах переработчиков он не исключает момента психологического давления на сельхозтоваропроизводителей.

- Сегодня переработчики диктуют такие условия, заявляя, что цена на муку падает, но на мучном рынке я не видел подобных сильных колебаний, как на зерновом - от 8000 за тонну в прошлом году до 5500 в этом, - говорит Александр Вайс. - Булка хлеба стоит примерно столько, сколько и стоила. Мы будем добиваться, чтобы цена на зерно была не меньше семи тысяч. Я думаю, что рынок все расставит на свои места, и сдавать зерно дешево никто не собирается. Сегодня нет согласованных действий переработчиков, краевой администрации, сельхозпредприятий, и это никому не идет на пользу.

Зернотрейдеры свои интересы в отношении алтайского зерна пока не обозначили. Скорее всего, они слышали про недобор урожая на Алтае, и потому их внимание направлено на Кубань и Белгородчину, где урожайность более высокая.

Эксперты считают, что в нынешней ситуации крестьянам есть смысл не продавать зерно сразу, а подождать, когда цена подрастет.

Из-за высокого урожая в других регионах земледельцам края не приходится ожидать большой прибыли от продажи пшеницы

Однако президент Союза зернопереработчиков Алтая Виктор Фоминых убежден, что дожидаться выгодной цены крестьянам вряд ли стоит: "Во-первых, сегодня никто не может прогнозировать, какая ситуация сложится на рынке. Во-вторых, зерно, пока будет лежать, может превратиться в фураж или труху".

По его словам, закупочная цена на Алтае и сегодня одна из самых высоких в России.

- Российские цены на зерно и муку снизились, а мы зависим от них, - поясняет Виктор Фоминых. - Собственное потребление муки в Алтайском крае составляет всего 20 процентов, остальное увозится в другие регионы. В европейской части России и на Дальнем Востоке нам конкурировать с другими производителями все сложнее. Есть проблемы и на рынках ближнего и дальнего зарубежья - оттуда нас выдавливают Казахстан, Украина, зернопереработчики других российских регионов. Наши предприятия действительно загружены не на полную мощность, только в единичных компаниях уровень загрузки равен 70 процентам. Вероятность того, что алтайские зернопереработчики будут брать сырье в соседних регионах, сегодня очень мала. Раньше мы закупали его в Омске, но сейчас там приобретают зерно уральские регионы, для которых транспортный тариф дешевле на 300 рублей. В Новосибирске зерно покупают компании Дальнего Востока, у которых тариф также ниже на 200-300 рублей. Чтобы с ними конкурировать, наша зернопереработка должна закупать сырье на 300-400 рублей дешевле.

Алтайские крестьяне в этом году надеялись взять свое если не количеством урожая, так ценой на него. Однако повторить высокие результаты прошлого года ни в тоннаже, ни в рублевом исчислении у них не получится. Надежды на большие объемы истаяли еще холодной весной и засушливым летом. А больших цен, скорее всего, не будет из-за обилия зерна в России и мире. Согласно прогнозам, в мире зерна в этом году будет собрано больше на 6,5 миллиона тонн, в России - на три миллиона.

Комментарий

Петр Быков, заместитель начальника ГУСХ по экономике:

- Ситуация по ценам очень неприятная. Урожай хуже, затраты на его производство были выше. Это слезы, а не цена! Производство свеклы, молока в крае стало в этом году проблемой. Уже и непонятно, чем теперь заниматься. Хотелось бы, чтобы закупочные цены на зерно пошли вверх, чтобы ниже шести  тысяч рублей за тонну пшеницы третьего класса вообще не было.