24.09.2008 03:57
Поделиться

Корреспондент "РГ" провел смену в составе патрульно-постовой службы Ростова

Зона ответственности нашего экипажа, в составе которого - милиционер ППС Арсен Марданян, водитель Михаил Ломакин и корреспондент "РГ", - квадрат от Театральной площади до 20-й линии и от улицы Текучева до Советской.

Совместное журналистско-милицейское дежурство начинается в 18.00, когда большая часть горожан отправляется с работы по домам, теснится в городском транспорте, спешит совершить по дороге необходимые покупки. Именно на это время, как показывает практика, приходится пик мелких правонарушений и хулиганств.

Цепная реакция

- В принципе, у нас довольно спокойный район, народ живет законопослушный, никаких алкоголиков или наркоманов, - рассказывает Арсен. - Но вечером, когда люди в суматохе и толчее возвращаются с работы, случаются карманные кражи, да и хулиганы запросто могут сорвать с шеи цепочку или вытащить из чужой сумки сотовый телефон. Возле каждого, как говорится, милиционера не поставишь.

Патрульный "уазик" едет медленно: 30 километров в час - оптимальная скорость, ведь только так можно заметить, если что-то не в порядке. Первая остановка на улице Советской - заметили мигранта из Средней Азии. После проверки документов едем с ним к месту его регистрации, чтобы проверить, действительно ли приехавший из Узбекистана Ильяс проживает там, где указано в бумагах.

- Подозрительно то, что удостоверение о регистрации у него сделано через почту. Такая форма разрешена миграционной службой, но регистрацией по почтовому запросу часто грешат те ростовчане, которые прописывают у себя на коммерческой основе по 20-30 иногородних, что по закону запрещено, - поясняют милиционеры.

Проблема незаконных трудовых мигрантов, несмотря на ужесточение санкций, для Ростова по-прежнему стоит очень остро. Для того, чтобы реально доказать, что задержанный на улице иностранец где-то нелегально трудится, его нужно поймать "с поличным", то есть на строительном участке или в поле. Поэтому так много гастарбайтеров живут в области месяцами и формально, как и Ильяс, нигде не работают, хотя понятно, что прибыли они сюда именно на заработки.

Семь часов вечера. Наш "уазик" сворачивает на территорию гаражного кооператива. По вечерам здесь частенько засиживаются автовладельцы, поставив в гараж машины и откупорив по бутылочке-другой пива. Задерживать мирно общающихся приятелей у милиционеров повода нет, хотя случается, что слегка перебравших бузотеров приходится доставлять в участок.

- Напоминаем им, что они находятся в общественном месте и что должны вести себя прилично. Многие возмущаются, полагая, что гаражи - их собственность, где можно делать все что угодно. Приходится объяснять, что частная собственность - это то, что внутри, то есть за стеной дома или за забором двора, а остальная территория - общественные места, - говорит Арсен. - Напряженные для нас дни - пятница и суббота, когда народ расслабляется после рабочей недели. Люди гуляют, ссорятся-мирятся, нарушают покой и тишину в ночное время. Можем по такому вызову приехать и сделать замечание, но реальных рычагов воздействия на излишне шумных горожан у нас нет, хотя на эту тему и есть соответствующее постановление мэра. Зафиксировать такое нарушение практически невозможно.

Выйти из сумрака

Восемь часов. На город постепенно спускаются сумерки и включается уличное освещение. Машин на дорогах становится меньше, реализаторы в палатках сворачивают торговлю, подростки-школьники исчезают с улиц. Либо с началом учебного года у них не осталось времени на прогулки, либо возымело действие постановление городской администрации о запрете полуночных прогулок для детей без родителей. Мало кто из подростков хочет оказаться в милицейском участке и там дожидаться прихода родителей.

"Уазик" останавливается возле группы юношей-кавказцев на проспекте Шолохова. Документы проверены, все в порядке, и патруль движется дальше.

- Судя по документам, они приезжие, и постоянная регистрация у них в Чечне. На руках билеты, подтверждающие, что приехали они недавно, по их словам, на поиски работы, - поясняет Арсен. - Тенденция последнего времени - много молодежи едет к нам из Ингушетии и Чечни на заработки. Но как узнать, на работу они приехали или нарушать законы? Поэтому останавливаем их, проверяем.

Следующие несколько остановок "уазика" - сквер на площади Карла Маркса, парк имени Первого мая, стадион "Трудовые резервы" - для профилактических бесед с молодыми ростовчанами. Проблема не в пиве и алкогольных коктейлях, которые распивать в общественном месте запрещено: в лесопосадке за стадионом одно время собирались любители "травки", поэтому патруль регулярно сюда наведывается, чтобы разогнать их.

Театральной площади - особое внимание. Нужно присматривать за сценой, неразобранной после празднования Дня города. Для излишне "хозяйственных" горожан и металлическая конструкция сцены, и флагшток, и даже флаги имеют материальную ценность. В райотделе хорошо помнят, как год назад в ночь накануне Дня города пожилого похитителя флагов милиционеры еле сняли с флагштока. Сам слезть он уже не мог, хотя забрался туда, по его словам, чтобы "поправить полотнище".

Час ночи. Счетчик "уазика" разменял уже вторую сотню километров. За несколько часов не зафиксировано ни одного серьезного правонарушения или преступления, но для сотрудников милиции это самый лучший итог дежурства. Лучше рутинной профилактической работой предупредить совершение преступления, чем героически, с погонями и стрельбой, его расследовать, считают милиционеры.