Новости

24.09.2008 04:20
Рубрика: Экономика

По борту

Вопреки стараниям силовиков воздушные пираты обрабатывают половину сельхозугодий Ставрополья

Воздушное пространство Северного Кавказа незаконно бороздят более сотни различных летательных аппаратов - от самолетов Ан-2 до самодельных мотодельтапланов. По словам сотрудников правоохранительных органов, они не только отнимают хлеб у государственной сельхозавиации, но и могут быть использованы для совершения терактов.

Полет в никуда

Как рассказали в УФСБ по Ставропольскому краю, половину авиационно-химических работ на полях Ставрополья выполняют воздушные суда, владельцы которых не имеют необходимых сертификатов и лицензий. Работают без плана полетов и диспетчерского разрешения, используют технику с просроченным ресурсом и заправляются некачественным топливом.

- Они создают реальную угрозу безопасности нашего региона, в котором немало стратегических объектов, - рассказал заместитель начальника ставропольского УФСБ РФ Сергей Егоров. - В крае расположено 216 оперативных аэродромов малой авиации. Из них более 30 имеют бетонно-асфальтовое покрытие. Причем около 50 распложены рядом с административной границей с соседними республиками, в которых нестабильная оперативная обстановка. В осеннее-весенний период ситуация осложняется еще тем, что эти воздушные суда могут производить взлет и посадку с любого поля, имеющего ровную площадку длиной 150 метров.

По словам начальника милиции общественной безопасности ГУВД по СК Михаила Кабанова, из 34 мест базирования шесть не отвечают требованиям безопасности. Воздушные суда находятся не в ангарах и аэродромах, а на землях селян, но никакой ответственности за несоблюдение мер антитеррористической безопасности ни владельцы судов, ни сельхозпредприятия не несут. Остальные взлетные площадки - под контролем сторожевых постов, которые также не в состоянии обеспечить сохранность находящихся там самолетов и вертолетов.

Ставрополье, как показывают проверки, проведенные сотрудниками оперативно-разыскной части Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, - в тройке лидеров среди регионов ЮФО по количеству фактов незаконного использования незарегистрированной авиа-техники. В основном "черные борта" занимаются химической обработкой сельскохозяйственных культур и почвы. Их услуги очень востребованны, особенно когда надо в сжатые сроки подкормить посевы удобрениями. Как правило, работы выполняются отстраненными от полетов по состоянию здоровья летчиками.Они бороздят просторы Ставрополья на неподготовленных судах, причем на предельно малых высотах, без диспетчерского и медицинского контроля и метеоинформации. При этом не производятся никакие виды оплат за авиационное обеспечение. Поэтому себестоимость авиационно-химических работ у "черных бортов" значительно ниже, чем у законопослушных авиапредприятий. Это привлекает сельхозпроизводителей, экономящих на каждой копейке.

- Мне все равно, какой самолет будет проводить обработку почвы, - рассказал фермер из Петровского района Роман Сальченко. - И мне нет дела до обучения пилотов, инструктажа перед вылетом. Главное, чтобы было недорого и быстро.

Без инструктажа

С ним категорически не согласны представители силовых структур. По мнению заместителя начальника ставропольского УФСБ РФ Сергея Егорова, незаконная эксплуатация воздушных судов, бесконтрольность экипажей, самовольное утверждение летных заданий и другие нарушения приводят к авиационным происшествиям с тяжелыми последствиями. К примеру, в июне этого года в Труновском районе потерпел крушение самолет Ан-2. Он упал всего в двух километрах от частных домовладений поселка Новотерновского. При ударе о землю "кукурузник" загорелся. После тушения огня среди обломков были обнаружены останки двух тел.

- В течение продолжительного времени милиция не могла опознать личности погибших и принадлежность самого самолета, - рассказал Михаил Кабанов. - Только после длительных и кропотливых разыскных мероприятий были найдены владельцы упавшего борта и установлены имена потерпевших крушение летчиков, проводивших обработку полей химикатами.

Конечно, за работу без лицензии на владельца самолета по административному законодательству налагается штраф, но он составляет немногим более двух тысяч рублей. Сумма смешная, если сравнивать ее со стоимостью выполняемых авиационных работ и их количеством. А летчикам за нарушение порядка использования воздушного пространства грозит всего лишь предупреждение.

Пираты в огороде

- Отсутствие серьезных наказаний - еще один стимул для процветания воздушного беспредела, - уверены в Северо-Кавказском управлении внутренних дел на транспорте. И бороться с ним, а эту функцию возложили на местные правоохранительные органы, очень сложно. Участковым уполномоченным вменено в обязанность собирать сведения о владельцах самолетов и дельтапланов, незаконно работающих на сельхозугодьях. При их обнаружении милиционеры должны информировать транспортную прокуратуру и налоговые органы. Это в идеале, а реально стражам порядка некогда гоняться за самолетами. Потому что и без них проблем на своих участках хватает. Тем более что небольшие летательные аппараты легко меняют места базирования, прячась то на перевалках, то на полевых станах, а то и просто в огородах селян. При всем этом у авиаторов столько бумаг, что разобраться в них и тем более определить их подлинность участковым уполномоченным просто не под силу, потому что нужны специальные знания. Нередко у хозяев частных бортов на несколько самолетов имеется один пакет документов.

- На фюзеляж второго судна наносится тот же бортовой номер, что и на оригинал, и самолет-двойник благополучно трудится на различных сельхозугодьях, приносит хорошую прибыль хозяину, пилотам и нанимателям, - утверждает Сергей Егоров.

На основании материалов, собранных сотрудниками краевого УФСБ, Ставропольской и Минераловодской транспортными прокуратурами, за два года вынесено 25 постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении физических и юридических лиц.

Сотрудники надзорных органов совместно с инспекторами государственного авиационного надзора провели 34 проверки законности использования летной техники и режима охраны оперативных аэродромов. По их результатам в Южное управление государственного авиационного надзора направлено 16 информаций об угрозах безопасности. Однако радикально изменить ситуацию не удается.

- Итоги рейдов показали значительное увеличение по сравнению с прошлым годом фактов несанкционированного использования воздушного пространства, выполнения незаконных авиационно-химических работ, - подчеркнул заместитель начальника УФСБ по Ставропольскому краю.

Комментарий

Игорь Жуков, начальник Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, генерал-майор милиции:

- В настоящее время нами создается информационная база, которая будет учитывать самолеты, точки их постоянного и временного базирования, количество лиц, обслуживающих данные борта, в том числе техперсонал и пилотов, собственников, имеющуюся документацию и многие другие факты, которые, надеюсь, позволят навести необходимый порядок в этом вопросе. Ну а если говорить о законодательном решении проблемы, то следует отметить, что пока к тем, кто заказывает подобные услуги и соответственно оплачивает их, не станут применять жестких мер, "черные борта" по-прежнему будут бороздить воздушное пространство Северного Кавказа и являться потенциальной угрозой как для жилых кварталов, так и различных объектов, имеющих стратегическое значение.

Комментарии читателей

Проблема освещена в корне неверно.
Цитата: "они не только отнимают хлеб у государственной сельхозавиации". В настоящее время государственной сельхозавиации просто не существует как таковой.
Цитата: "могут быть использованы для совершения терактов".
Да, могут. Автомобили тоже могут и уже использовались - и что теперь делать?
Цитата: "используют технику с просроченным ресурсом и заправляются некачественным топливом".
Глупее ничего нельзя придумать.
Все пилоты-частники хотят жить и для своей же безопасности не будут использовать в работе технику с просроченным ресурсом и заправляються некачественным топливом ибо это черевато для них самих же!!!
Цитата: "себестоимость авиационно-химических работ у "черных бортов" значительно ниже, чем у законопослушных авиапредприятий".
Да, ниже. Но не потому, что они "черные", а потому, что дельталет на несколько порядков дешевле чем Ан-2, потому, что для него не нужно строить аэродром - он взлетает с любой грунтовой дороги, ему не нужно делать долеты от аэродрома до обрабатываемого поля, он взлетает рядом с этим полем экономя топливо и время тем самым повышая производительность работы, и наконец ему не нужно кормить армию чиновников...
А вот чтобы навести порядок нужно установить приемлемые правила для эксплуатации малой авиации, как это уже давно сделано на Западе.
Когда все борта, аэродромы, пилоты зарегистрированы, имеют необходимые документы и разрешения. А запретами вообще ничего нельзя сделать, а тех, кто это еще не понял, таких "начальников" просто жаль... времена уже другие... работать нужно господа генералы... просто работать... НО ДЛЯ ЛЮДЕЙ..
Сергей

 
"Черные борта", "как правило некачественным топливом", "не отвечают требованиям безопасности"...Интересно, автор действительно думает, что пилоты мелкой авиации все как один идиоты и камикадзе? Или просто пишет то, что желают читать наверху? А что химичат на мелких - так если нормальных самолетов для авиахимработ в стране нет, что ж теперь фермерам - сворачивать свою работу? А партизанят потому, что до сих пор нет нормальной правовой базы и нормальных правил полетов для мелкой авиации. Появятся - все с удовольствием будут летать по этим правилам
AcroBatMan

 
После этой статьи возникает много вопросов.
Интересно, почему день и ночь не заставляют охранять легковые автомобили, фуры и грузовики?Ставить их в опечатанные ангары? В автомобиль куда больше можно загрузить взрывчаткии для совершения теракта и незаметно в потоке машин доставить её к месту назначения. Почему на автомобиль достаточно трёх документов, а на летательный аппарат и вороха документов, в которых не разберётся даже умный участковый - недостаточно?
И, почему в США, после трагедии 12 сентября даже и не подумали прекратить полёты всех неохраняемых частных самолётов?
Держать и не пущать! Вот наш лозунг с давних времён! Пусть не будет урожая и сельские хозяйства разорятся окончательно, зато кто-то будет монополистом,понавезёт дешевых и не особо качественных забугорных продуктов и будет жить хорошо. Ну очень знакомая ситуация.

Евгений

 
Вот здесь: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1222233762/
вашу статью обсуждают те, кто, по вашим словам, своими руками себе роет яму, заливая мочу в топливные баки и т.п. Проще говоря - пилоты российской мелкой авиации, чью точку зрения было бы неплохо тоже осветить, если вы российская газета.
AcroBatMan

 
К примеру вы приводите разбитый Ан-2, где были останки двух тел. Т.е. людей, которые знали на что шли и никого не прихватили с собой. А то, что в Перми 88 человек погибли, выполняя перелет на сертифицированном, исправном лайнере, имело вероятно другие причины и сюда, ну никак не относится? А то ведь, какой жирно-шикарный был бы довод! Мерзость и запустение в умах, вот почва, на которой процветаете вы. Иначе, в обществе, где люди могут за себя постоять, вас затаскали бы по судам и разорили за подобные дискриминационные статейки!
Овод

 
"Вопреки стараниям силовиков воздушные пираты обрабатывают половину сельхозугодий Ставрополья". Ладно хоть половину. Жалко, что вторая остается необработанной. Силовики, видимо, на ЦРУ работают
Аннита

 
"При этом не производятся никакие виды оплат за авиационное обеспечение. Поэтому себестоимость авиационно-химических работ у "черных бортов" значительно ниже, чем у законопослушных авиапредприятий. Это привлекает сельхозпроизводителей, экономящих на каждой копейке." Таким образом - если все "черные борта" поставить на строгий учет и обязать их владельцев платить за авиационное обеспечение, за лошадиные силы мотора ЛА и оплачивать прочие сопутствующие бюрократии платежи, то после логичного возрастания услуг на авиационные сельхозработы наши сельхозпроизводители НАКОНЕЦ ТО (!!!) перестанут считать КАЖДУЮ копейку и разбогатеют.

Леха

 
В России отсутствует производство самолетов легкой авиации. Отсутствует производство поршневых авиационных двигателей. Самолетам Як-18Т 36 серии, с горем по полам запущенным в разовое мелксерийное производство, на днях запретили полеты из-за проблем с винтами. За короткий период их эксплуатации выползло море косяков в качестве изготовления и курсанты, для которых они построены, больше смахивают на летчиков испытателей. Отсутствует какая-либо вменяемая нормативная база для регистрации, эксплуатации, ремонта и т.д. воздушных судов АОН. Система получения необходимых разрешений и сертификации производства авиатехники стоит непреодолимым барьером для небольших производитлей свременной легкой авиатехники. С летным и техническим персоналом огромные проблемы. Никто ничего не решает уже в течение длительного времени. Даже в авиационных органах практически нет специалистов, чтобы разобраться с АОН, не говоря уже о способности властей что-то наладить. В результате, имеем массовые полеты по всей стране незарегистрированных ВС. Остановить это карательными методами малореально. Других средств проводить сельхоз обработку ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ в стране.

Показательно что надзор за ВС дали участковым :( Они об этом НИЧЕГО не знают и не будут знать даже основных понятий, не говоря уже о тонкостях.

Рассказы силовых генералов о террористической опасности легких ВС АОН показывают верх их некомпетентности. Скорее это попытка "надуть щеки" и рассказать о своей важности + получить больше бюджета и полномочий, чем желание заниматься реальными проблемами. Легкие ВС намного сложнее применять для этой цели, чем традиционные средства проведения терактов. Нужна специальная подготовка, знание конкретного летательного аппарата, а их модификаций сотни, большая зависимость от погодных условий. Исходно, существенно большее внимание владеьцев к ВС, чем например к автотранспорту. Большая заметность ВС, чем авто. Малая грузоподъемность, высокая уязвимость и т.д.

Подобные статьи только усугубляют плачевное состояние легкой авиации. Мы изгои общества, заведомо обвиняемые в нарушении невыполнимых законов, потенциальном терроризме и прочих смертных грехах. Теперь оглянитесь на ситуацию в США после 11 сентября. Никто не запретил полеты ВС АОН и они идут с прежней интенсивностью на всей территорией, над густонаселенными районами (например в Лос-Анжелесе десятки в том числе неконтролируемых аэродромов расположены в черте города) и никто не визжит о угрозе с небес. Потому как пилоты заведомо ответственнее автовладельцев и намного более квалифицированнее.

Вы бы лучше сами хоть немного разобрались в ситуации и написали статью про неумение властей нормально организовать процесс. У больного рак 4 степени, а Вы про тупость врача пишете. Одновременно смешно и грустно.
Velocity

 
Чушь!Чушь! И еще раз Чушь!
Прежде чем говорить или писать о проблеме малой авиации нужно разобраться в этом.
Какая террористическая угроза? Любой разбирающийся в авиации человек может подтвердить что это надуманая угроза. Представте себе ненормального террориста который сначала должен научиться летать на таком самолет, да не в летной школе, а у владельца самолета или на крайний случай купить такой самолет найти летчика который научит его летать. Потом выбрать "стратегический объект" долететь до него на скорости 120 км/ч, так что бы его не перехватили вертолетом или не сбили из берданки. А потом разогнаться до скорости 160 км/ч и спикировав на "объект" расплющиться о стенку любого здания в лепешку. В лучшем случае разобъет два кирпича в стене. Вот это перспектива, потенцильного террориста. И это известно всем, даже похоже террористам, но не известно нашим органам. В США после 11 сентября полеты частных самолетов разрешил на второй день после терракта.
Незаконные химработы на полях. Да есть такое. А почему так происходит. Всю сельхозавиацию угробили. А то что осталось, если еще что-то осталось, только ненормальный будет использовать. Самолеты в убитом состоянии, запчастей нет, ремонтируют за счет разборки других самолетов, бензин для Ан-2 не выпускают - заливать импортный аналог 100LL дорого, льют автобензин, чем сокращают ресурс двигателей и нарушают все существующие инструкции по эксплуатации. Но даже если в этом направлении все нормально, расходы топлива, а соответсвенно стоимость часа работы такого самолета не лезет ни в какие ворота. Сельское хозяйства не может вынести такие расходы. А червячок и паучок которые жрут наш урожай ждать, когда разбогатеет наше сельское хозяйство для того чтобы использовать на опылении сертифицированные самолеты, не будет. Опылять надо сейчас, урожай давать, мы то кушать хотим сейчас. И всё это знают руководители районов и областей и согласны с этим потому что другого варианта нет. Ну нет альтернативы в современных условиях. Потому что нет соответсвующих сертифицированных самолетов, а те которые есть непомерно дороги для сельхозавиации, потому что лицензироваться практически невозможно так как обдерут еще до того как начнешь работать (у нас же пытаются урвать с твоих убытков (зато сейчас), чем брать с твоих прибылей (потом)). А если и лецензировался и начал работать, то задолбают проверками, при этом обязательно в сезон, когда нужно работать. Не лучше ли узаконить то что есть, и брать налоги с тех кто занимается химработами. Берите, но дайте работать.
Ну, а насчет безопасности. Нет среди пилотов малой авиации, "белой", "серой" или "черной" самоубийц. И за здоровьем летчики следят, и бензин заливают тот который нужен и технику обслуживают как надо. Просто техника проще и бензин автомобильный который можно купить на любой АЗС. Ну а диспечерское и метеообеспечение отсутсвует, все по тем же причинам - потому что нельзя, только высунься.
Так что, желаю разобраться в этом важном для страны вопросе, и правда находится не кабинетах начальников и чиновников. Которым вместо того что бы поднять зад и упорядочить этот процесс принятием четких, ясных, доступных правил (которые уже существуют в мире), проще все запретить, а причину они придумают.
Малой авиации в России - быть!
Авиатор

 
Странная статья.

Государственной сельскохозяйственной авиации нет как таковой уже давно. Автор просто не в теме. А без обработки полей не будет и урожая. Если автор этого не понимает очень плохо.
"Антитеррор", "черные борта" всего лишь ярлыки за которыми автор просто не видит сути. А суть такова, что народ с радостью летал бы по разумным правилам. Как во всём остальном цивилизованном мире. Но видимо основная задача российского чиновника:"Не пущать! Как бы чего не вышло!" А не создавать разумные правила по которым с удовольствием бы летали. Автор своей статьёй просто опустился ровно до подобного, чиновничьего понимания проблемы поддерживая тем самым развал и без того разваленной Российской авиации. Но ведь без малой авиации не видать нам и большой.
Вывод о том, что партизанский Ан-2 мог упасть на постройки, но вот не упал -потрясающий. Какая для силовиков жалость - не дотянул.
А вот сертифицированному со всех сторон боингу, который летел по всем правилам повезло чуть меньше - прямо в Перми. Царствие небесное пассажирам и пилотам.
Не умная статья, деструктивная
Александр

Одностороннее освещение.
Как говаривал президет когда-то жизнь, практика всегда обгоняет закон. Поэтому нужно его оперативно менять, корректировать. Чтобы работы было побольше, и чиновников и проверяющих - поменьше. Медальку бы какую передовикам-авиаторам вручили, или там госпремию. Или того лучше - часть нефтяных денег пустили бы на удобрения и химикаты крестьянам - бесплатно. Тогда, глядишь, не Канада бы в пшеничных лидерах ходила, а Россия. А так... Как-то уж слишком все по-милиционерскому.
meglin

Напрашивается вывод: силовиков мало и зарабатывают они недостаточно..
Андрей Михайлов

1. Гос. авиация, согласно Воздушному Кодексу РФ - это авиация силовых ведомств, РОСТО и т.п. Вся остальная авиация -частная. Авиахимработы, как вид деятельности связанный с сертификацией не подлежит лицензированию (см. поправки к закону о лицензировании) 
2. Если следовать логике: половину сельхозугодий обрабатывают "партизаны", или как назвал автор статьи - "пираты". Значит если их выловить, то половина площадей останется без обработки, ибо выловить, арестовать и т.п. намного быстрее, чем выучить летчиков, построить самолеты, а особенно в России, где на каждый чих надо проект и разрешение.
3. На фото человек наливает в химический (а не топливный) бак препарат, а отнюдь не топливо!!! Поздравляю Вас господин соврамши! Насчет топлива, а покажите-ка вы мне авиабензин?! Известно ли Вам, что из-за недостатка и дороговизны авиабензина (Б-91/115) давным давно были выпущены бюллетени о допустимости эксплуатации Ан-2 на автобензине? У самолета же который на Вашем снимке вообще двигатель Rotax-912, который на автобензине и работает!
4. Что касается силовых структур, то это их дело и есть - держать и не пущать. Простите за грубое сравнение, но если сторожевой пес не будет лаять, то зачем он нужен? Дело хозяина сдержать его когда надо, а когда надо отпустить поводок. т.е. законы должны быть разумны, и позволять людям зарабатывать на хлеб не платя своре присматривающих.
5. По поводу опасности авиахимработ. Естьеще много опасных работ: водолазы, промальпы, шахтеры и НИКТО так не вопит о безопасности, просто дело в том, что с "партизан" деньги содрать труднее, чем с шахты
Седых. Р.

да уж. открыли америку. уже сто лет в обед нет СельхозАвиации, а поля обрабатывать надо. Рынок диктует спрос - появляется предложение. И информационные базы нужно создавать не в УВД на транспорте а в регистрирующем органе ГА.
вася

В эпоху СССР долго говорили о том, что частный бизнес (тогда он был нелегальным)наносит вред экономике. Да, он наносил вред экономике с одной стороны и помогал в восполнении дефицита с другой. Достаточно было легализовать частный бизнес и он стал важной составляющей экономики государства. Так и в данной проблеме - легализуйте малую авиацию, и тогда не надо будет участковым инспекторам бегать за самолётами по полям. А сельхозавиация вынуждена будет учитывать конкуренцию и снижать свои, задранные до потолка, расценки
Владимир Тихонов

Жаль, что представлена только одна сторона этого процесса! Не все в авиации, тем более в сельхоз, сводится к ФСБ-шной безопасности! А Вы слышали про саранчу?! А кто с ней будет бороться - ФСБ или отсутствующая ныне, как факт, госавиация, о которой так пекутся в этой статье? Вы вообще понимаете, о чем пишете? А жук Кузька, который поедает поля одно за другим? Или важнее не пущать, пусть все теряют хлеб? А нормально и цивилизованно организовать процесс по регистрации аппаратов и применению их в народном хозяйстве не хотят. Ведь народ лезет в нарушители не от хорошей жизни, а потому, что не возможно не нарушать, если ты собрался летать в нашей замечательной стране - некогда передовой в авиации. Отсутствие реального, действующего законодательства и системы его контроля - вот о чем говорится в Вашей статье и неспособности властей с этим справиться.
Очень жаль, что статья однобокая и весьма ангажированная, а автор не смог отличить "мух от слона".
Лев

Автор легковесен в комментариях явления: противоправных действий "химиков". Логичнее проблему рассматривать от острой потребности селян в этих услугах, поиска максимальной экономической эффективности способов внесения ХСЗР. А он стал собирать комментарии у блюстителей буквы закона, которым надо бороться с преступными действиями носящими крайне опасную мотивацию-получение доходов от грабежа, наркоторговли, хищений и т.п. А не задался автор вопросом, что будет на сельхозугодьях, если силовики сумеют посадить всех "партизан"? Спросил бы у нескольких агрономов, почем бы стал хлебушек, молочные продукты и все прочее.
Авиатор

Автор совсем не понимает - воздушное законодательство родной страны, всякие сертификации и прочее настолько сложны, что авиаторы плюют и летают так. А малая авиация очень нужна - для сельского хозяйства, в качестве транспорта, для души, в конце концов.. Проще всего запретить...
Только результата от запрета не будет...
olga

Насчет терактов - это сказки для бедных и нищих! Когда пол-севера замерзают без тепла от разрушенных трасс и котельных - это считается техническим недоразумением, для власти и чиновников. А вот полет 200 кг со скоростью 120 км в час - это конечно очень ОПАСНО! И конечно летают полные идиоты... :)
Бредовая заказная статья. Как считали народ полными идиотами, так и продолжают. Только вот один вопрос господа правители - А кто из Вас реально и чем ответил за все ВАШИ решения за 15 лет?
То то и оно..
К позорному столбу вас всех, господа чиновники. К позорному!
Авиамастер

Давненько такого бреда не читал. Во всем мире - мала авиация огромный бизнес, а у нас "террористическая угроза". Бред!
Стас

Небольшой ликбез для журналистов в области новейшей истории россиийской сельхозавиации. С начала 90-х годов всвязи с началом стремительного сокращения парка Ан-2, основного сельскохозяйственного самолета в СССР, уменьшением подготовленных площадок для АХР возникла потребность в более легком и эффективном самолете, способном занять нишу Ан-2 в авиахимработах. Высокие эксплуатационные расходы, применение высокооктанового авиационного бензина, производство которого также заметно сократилось, ограниченная маневренность при обработке малых площадей сложной конфигурации, характерные для Ан-2, потребовали создания специализированного самолета, свободного от этих недостатков.
За это время различными КБ, в т.ч. самодеятельными, было создано и опробовано в работе более 20 различных специализированных и адаптированных к выполнению АХР многоцелевых самолетов.
Одновременно заметный объем АХР выполнялся с применением дельталетов, также достаточно эффективных, но имеющих значительные ограничения по погодным условиям.
В 1999г ВНИИ ПАНХ ГА были сформулированы требования и разработано ТЗ на проектирование специализированного сельскохозяйственного самолета. Основными отличительными особенностями этого самолета являлись:
- взлетный вес - не более 880 кг, равный посадочному весу
- скорость на гоне - не менее 145 км/ч
- встроенный бак для химикатов на 200-250 кг
- возможность мелкокапельного, мало- и ультрамалообъемного опрыскивания
- экипаж -1 пилот
- система вентиляции кабины должна исключать вдыхание пилотом вредных веществ.
- эксплуатация с грунтовых полос
- назначенный и гарантийный ресурс планера не менее 2000 летных часов и 10 000 посадок
- срок службы планера до списания - не более 5 лет (?)
- планер и шасси самолета должны быть спроектированы по принципу "безопасного разрушения"

Легкие и сверхлегкие самолеты, применяемые для АХР в России в течение последних 15 лет

1. МАИ-890СХ и модификации - ОСКБЭС МАИ (Москва)
2. М-12 "Касатик" - "Авиакор" (Самара)
3. СП-30СХ и модификации - "СП-Аэро" (Таганрог)
4. МВЕН-2 "Фермер" - МВЕН (Казань)
5. "Ежик" - ИЭМЗ (Истра)
6. Х-32 "Бекас" - "Лилиенталь" (Харьков)
7. А-27МС - "Авантаж" (Самара)
8. А-35 "Сканер" - "Авантаж" (Самара)
9. F-21 - "Конверсия-Аэро" (Самара)
10. F-22 - СКБ ЛА СГАУ (Самара)
11. Су-38Л - "Сухой" (Москва)
12. F-32 "Ястреб" - СКБ ЛА СГАУ (Самара)
13. "Цикада" - "Гидроплан" (Самара)
14. А-31 "Спектр" - "Авантаж" (Самара)
15. МАИ-223 - ОСКБЭС МАИ (Москва)
16. С-2 "Синтал" - "Синтал" (Рязань)
17. Конверсия серийного учебно-тренировочного планера Л-13 в самолет для АХР (Ульяновск)

Также известны варианты сельскохозяйственного самолета на базе серийного самолета В-35А и самолета "Сигма-2".

Большинство из вышеперечисленных самолетов, хотя и выполняют свои задачи, не являются специализированными, т.к. не отвечают требованиям ТЗ прежде всего по безопасности для пилота.
Отсутствие сертификата типа как сельскохозяйственного самолета ставит их фактически вне правового поля при выполнении АХР.
Однако накопленный опыт и положительные результаты, полученные при проектировании и эксплуатации этих машин, воплощаются в последних разработках, все более совершенствуя тот или иной тип.
В полной мере соответствуют необходимым требованиям по "безопасному разрушению" конструкции и безопасности для пилота "Фермер", А-31, Су-38Л, "Ежик", М-12.
Обладают достаточной тяговооруженностью при максимальном взлетном весе "Фермер", "Ежик", СП-30, А-31, М-12.
Широко применяются в конструкции композитные материалы, устойчивые к воздействию различных агрессивных химреагентов - "Фермер", А-35, А-27, F-21, F-32.
Практически во всех самолетах обеспечена оперативность и удобство заправки химреагентом.
Налажено мелкосерийное производство, накапливается статистическая информация по эксплуатации, производятся доработки в конструкции, повышается надежность и ресурс - "Фермер", СП-30, А-27МС, Х-32СХ (Украина) и аналогичный ему "Синтал" (Россия), МАИ-890СХ.
Линейка двигателей, применяемых на этих ВС, представлена в основном австрийским двигателем Rotax-912ULS (для более легких ВС), чешским двигателем М-337.
В настоящее время имеют национальный сертификат типа МАИ-890 и А-27, что может существенно упростить сертификацию их сельскохозяйственных модификаций
Все вышенаписанное - сухая статистика.
А по сути - полностью поддердиваю комментарии читателей!
soarer

Вот что говорили академики зимой этого года:
"Длительные холода на Ставрополье и отсутствие в некоторых районах края снежного покрова отрицательно сказываются на посевах озимых культур...Как пояснил директор СНИИСХ А. Абалдов, сейчас, к сожалению, сложился целый комплекс неблагоприятных условий: недостаток влаги, низкое содержание сахаров в растениях, малый снежный покров и длительное похолодание создают угрозу вымерзания озимых посевов. Соответственно в этом году подкормка растений, мероприятия по химзащите должны проходить в особом режиме - с учетом состояния чуть ли не каждого поля. Иначе, предостерегают ученые, значительная часть урожая может быть потеряна."

Вот, что получилось:
"Жатва озимых на Ставрополье подходит к завершению. Но рекордный урожай, собранный в этом году, стал не только поводом для гордости, но головной болью сельхозпроизводителей. Они обрабатывают последние гектары, но цифры в сводках меняются уже не так стремительно, как еще неделю назад. Валовой сбор зерна немного "подрос" и, по последним данным, составил около 7,6 миллиона тонн."

А поскольку именно химзащита (а академики вона говорили, что без ее никак) дала такой результат, спрашивается, а кто платит зарлату нашим силовым органам? А ведь ежели бы на все 100% обработали, то еще больше урожай был бы, еще больше бы налогов поступило. Вредители однако.
Олег К

А мне стыдно, господа. Стыдно, потому что я тоже журналист.
Илья Зиновьев, ИД "КоммерсантЪ"

Полный капец . Очередная журналажа. Частники летают втихую потому, что на всем пространстве СНГ нет нормальной законодательно-правовой базы для регламентирования полетов малой авиации . Попробуйте купить себе самолет и слетать на нем из "А" в "Б" - Вы столкнетесь с таким ворохом бюрократических проволочек , что проще окажется летать на авиатакси . Сертификация , хранение , техобслуживание , куча справок и выписок - такой заслон способен обломать даже очень терпеливого и целеустремленног очеловека . Непробиваемая тупость чиновников , считающих , что проблемы надо решать запретами , в который раз дает о себе знать . Посмотрите на опыт запада в общем и США в частности . Летают пилоты-любители , и что ? Бывают авиапроисшествия , но если система проработана вдумчивыми и адекватными людьми , то и безопасность полетов не пострадает , и есть возможность легально совершать полеты , не нарушая закон , выплачивая все полагающиеся платежи и выполняя качественное обслуживание техники .

И конечно же сельхозавиация в основном состоит из дельталетов и СЛА, потому что час полета на Ан-2 стоит около 400 долларов , а час полета на бекасе - 75 - 100 . На мотодельтаплане и того меньше . А еще СЛА аппараты могут взлетать и садиться буквально на пятачок земли , не требуя ни грунтовых ни тем более бетонных ВПП . Хотя с подходом наших чиновников не удивлюсь , если на сельхозработы когда-нить отправят Як-40 , известные своей прожорливостью .
Слов нет, одни маты.
vtty

 

 Прочитал вашу статью вчера перед вылетом. Настроение было сильно испорченно, лучше бы этого не делал, а послушал совет профессора Преображенского не читать Советских газет до обеда. Но то что вы опубликовали такие комментарии удивило еще больше чем статья. За что вам большое человеческое спасибо. Вы копнули очень тоненький слой огромного пласта проблем который начинается у парапланериста и заканчивается на компании Аэрофлот. Наше состояние дел в авиации России можно назвать одним словом БЕДА! И основной причиной этой беды являются наши чиновники и их непрофессионализм. Попробуйте поднять послужной список поголовно всех сотрудников Росавиации от рядовых до директора. Поищите там летчиков, которые по логике и должны после завершения летной карьеры занимать там посты. Их там просто нет! Директор Росавиации коммерсант, который учится летать на спортивном самолете! Наши самые продвинутые частные пилоты сами пригоняют самолеты с заводов Чехии и Германии. Без всяких проблем садятся в аэропортах европейских столиц и спокойно долетают до Таллина за один или два перегона. А вот дальше начинается полоса препятствий под названием РОДИНА! И за прохождение этой полосы нужно давать краповый берет. Можно потратить неделю на разрешение прилететь в Россию, а можно и больше. Разрешение получено, ура, но вот только пересечь нашу границу в отличии от других можно только на высоте три с половиной тысячи метров, а там холодно и многие маленькие самолеты летят там уже с большим трудом. И после теплого и сухого ангара для маленьких в Таллине вас встретит открытая стоянка между боингов и ТУшек в Пулково, где через сутки ваш самолетик покроется слоем грязи от выхлопов реактивных соседей. Ну а дальше по стране к себе домой любой нормальный летчик полетит как партизан. Потому что большая часть диспетчерских пунктов для малых высот не работает по выходным, половина не может обеспечить УКВ связь из-за своей нищеты и отсутствия ретрансляторов, поэтому откажет вам, какие то просто закрыты по причине полного развала и летать в этих районах нельзя. И если вы и найдете приемлемый вариант то получится он в полтора раза длинней расстояния по прямой. Поэтому и летишь молча, низко, и с болью смотришь сверху на огромное количество брошенных деревень и заросших полей. И если у кого то появится желание законно при нынешнем состоянии дел обработать с воздуха это поле, то у меня это может вызвать только истерический смех. Обработаете, но только зимой, когда получите все разрешения, при условии что не выйдет очередная поправка к руководству, типа запретить летать дельталетам без автомата тяги двигателя.
Александр


В мире нет примеров использования АОН в террористических целях, зато коммерческие суда для этого используются регулярно и систематически, это медицинский факт. Фактом является и то, что вашими, господа, стараниями, в области авиации наша страна отстала на 40 лет, как в области кадров, так и техники. Кривые ножки законов в области малой авиации торчат из сталинских черных времен.
Сергей Т

Очень рекомендую разобраться в теме и не публиковать всякую чушь. Лучше бы занялись развитием легальной авиации в стране и ее пропагандой. Не стоит забывать о том, что ДОСАФ уже как 20 лет умер. Где мальчишкам свою мечту о небе осуществлять. В Штатах 5 % населения имеет действующие летные свидетельства . У нас людей которые летают по пальцам можно пересчитать.
Максим

Если использовать эту статью для выяснения точки зрения общественности, то оценить можно на уровне "3". В остальном же это попытка "поднять тему". Для людей из малой аваиции это очередной "болезненный укол", а для общественности не понимающей сути происходящего - "забор". Читайте Aerojetstyle.ru, saon.ru, и сайты приведенные выше, там летают не во сне, а наяву...
AJS

От редакции сайта: Комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления, на сайте не публикуются. Орфография и пунктуация - авторские.