24.09.2008 03:15
    Поделиться

    Взгляд с орбиты помог определить будущее кемеровских улиц

    Вчера в администрации Кемерова получил одобрение руководителей муниципальных служб новый проект комплексной транспортной схемы города.

    Комплексная транспортная схема (КТС) разрабатывалась в рамках подготовки нового генерального плана развития кузбасской столицы. В ее основу положены сегодняшние данные об автомобильном "поголовье" Кемерова и прогнозные расчеты. К концу нынешнего лета на каждую тысячу кемеровчан приходилось 245 машин - от легковушек до грузовых фур и автобусов. Специалисты предполагают, что к 2015 году это соотношение вырастет до 450 автомобилей на одну тысячу горожан.

    Артерии и коллекторы

    Как пояснили разработчики кемеровской КТС (представители одного из томских проектных институтов), кузбасская столица выгодно отличается от прочих сибирских городов тем, что в ней до сих пор не исчерпаны возможности существующей транспортной сети: автомобильного коллапса в Кемерове в ближайшие годы ожидать не приходится ни при каких условиях. Однако город нуждается в значительном совершенствовании дорожной схемы для более динамичного и сбалансированного развития. Например, уже сейчас налицо проблемы с доставкой жителей в отдаленные районы, прежде всего в Кировский и бывшие шахтовые поселки. И улучшить ситуацию без изменения схемы движения транспорта невозможно.

    Проектировщики новой КТС предлагают положить в основу дорожного развития города принцип структурной классификации - аналогичный тому, который используется в большинстве развитых стран. В соответствии с ним все городские и пригородные дороги разделятся на три типа.

    Первый тип - это магистрали, транспортные артерии. В них планируется превратить в первую очередь улицы Сибиряков-гвардейцев, Терешковой и Мамонтова. Они должны обеспечивать непрерывное движение транспортного потока (без светофоров), иметь от четырех до восьми полос, быть рассчитаны на скорость до 120 километров в час, с учетом всех скоростных ограничений современных правил дорожного движения. Грузовой транспорт предлагается допускать на внутригородские магистрали ограниченно - только по специальным пропускам. Съезды с магистралей и въезды на них будут расположены не ближе, чем через каждые 1,5 километра - и только на дороги второго типа: коллекторы. Дороги-коллекторы станут выполнять функцию направления автомобильных потоков на конкретные участки магистралей, движение здесь будет регулироваться светофорами, а въезды на них окажутся через каждые 600-700 метров - с местных, межквартальных и внутриквартальных, проездов.

    Главная цель такого ранжирования дорог - не допустить ситуации, когда на одну из главных транспортных артерий города, например, проспект Ленина, автомобили выезжают непосредственно из дворов жилых домов или со второстепенных улиц. Такая ситуация - основная причина аварийности в российских городах, утверждают дорожные инженеры. Ведь в Европе, США или Японии, где структурная классификация дорог применяется уже несколько десятилетий, аварийность ниже среднероссийской почти в 30 раз.

    Хотя введение такой классификации и потребует существенной реконструкции некоторых улиц города, она в целом органично укладывается в транспортную схему, предусмотренную еще генеральным планом 1972 года и во многом уже реализованную.

    Расчет приблизительный

    Для того чтобы определить, какие именно улицы превратить в дороги определенного типа, впервые было проведено спутниковое картографирование Кемерова. Разработчики КТС по снимкам из космоса считали количество автомобилей на улицах в разное время дня, направление их движения, места стоянок и дорожных заторов. На основе этих расчетов и соцопросов среди автовладельцев и профессиональных водителей были сформированы восемь районов, связь между которыми и должна обеспечить новая транспортная схема.

    К сожалению, городская администрация не смогла предоставить проектировщикам точных данных о количестве рабочих мест и социальном составе жителей в каждом районе, поэтому при планировании движения общественного транспорта инженерам пришлось исходить из приблизительных цифр. Это обстоятельство они признают сегодня самым слабым звеном всего проекта.

    Избавить город от транзитного транспорта и ускорить сообщение между отдаленными районами поможет внешнее дорожное кольцо. Проект его уже разрабатывался около десяти лет назад, но остался нереализованным. Тогда предполагалось, что кольцевая дорога охватит город на расстоянии до 20 километров. По мнению авторов нового проекта, внешнее кольцо должно представлять собой магистраль, окружающую город на расстоянии всего в несколько километров и включающую два новых моста через Томь. Начать строительство внешнего магистрального кольца планируется не раньше 2012 года - с участков, обходящих Рудничный и Южный районы города.

    Приблизительная стоимость реализации всего проекта КТС оценивается в 89 миллиардов рублей. Для сравнения: федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России" предусматривает вложения в размере 13 с лишним триллионов рублей на протяжении нескольких лет в масштабе всей страны. Часть проекта новой кемеровской КТС, совпадающую с федеральной трассой М-53, планируется воплотить в железо и бетон за государственный счет.

    Комментарий

    Владимир Вильчиков, замглавы города Кемерово:

    - Комплексная транспортная схема, как и весь генплан, для которого она создана, рассчитана на постепенную реализацию в течение нескольких десятилетий - тем более что на этапе проектирования конкретных объектов наверняка появятся существенные изменения. Уже сейчас в новую схему не вписывается, например, строящаяся дорога на Лесную Поляну. Однако в целом проект одобрен и в ближайшие дни в него будут внесены последние мелкие доработки. В дальнейшем КТС будет согласовываться с аналогичными проектами развития других систем городских коммуникаций - водоснабжения, отопления, сетей связи и так далее.

    Поделиться