Врачи екатеринбургской больницы "не заметили" у пациентки перелома пяти позвонков и ребра

Полгода продолжавшийся судебный процесс по иску екатеринбурженки М. к больнице № 23 завершился в пользу пациентки. Суд взыскал с лечебного учреждения 30 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда. Это самая крупная сумма компенсации из назначенных по аналогичным делам на Среднем Урале.

Ровно год назад гражданка М. попала в 23-ю больницу после производственной травмы. На женщину обрушился груз весом 800 килограммов. Обширная рваная рана на голове, травма ноги, от боли в области груди женщина едва могла дышать... Медики диагностировали у больной "ушибы". Рану на голове зашили и посоветовали пациентке отправляться домой. Но, поскольку передвигаться М. самостоятельно не могла, врач все же оставил ее в больнице, где она провела четыре дня.

Все это время пациентка жаловалась на острую боль. Ей кололи димедрол с анальгином. Собственно, этим все лечение и исчерпывалось. Просьбы дочери М. повторить рентгенобследование и выяснить причины болей у матери оставались без ответа, но при этом женщине советовали побольше двигаться, чтобы побыстрее восстановиться от ушибов. Рекомендацию М. выполняла, едва передвигаясь по коридору больницы с помощью сына и дочери. Врачи определили степень тяжести производственной травмы как легкую. В итоге женщина лишилась права на современное обследование, лечение и реабилитацию за счет Фонда социального страхования (эти услуги оплачиваются только при тяжелых травмах).

Спустя месяц после того, как М. выписали из больницы, она решила обследоваться в частной клинике. Оказывается, у нее сломаны пять позвонков (!) и ребро, двигаться было категорически противопоказано, а начинать ходить можно только через два месяца, и то в ортопедическом корсете. М. пришлось лечиться шесть месяцев.

Тогда женщина при поддержке специалистов страховой компании, выдавшей ей медицинский полис, решила обратиться в суд. Была проведена независимая экспертиза качества медицинской помощи. М. выиграла дело. Суд признал: медицинская помощь - крайне низкого качества, это  привело к посттравматическим осложнениям, дополнительному лечению, физическим и моральным страданиям.

- Пациенты идут в суд с требованием разобраться в качестве медицинской помощи крайне редко: опасаются, что будут проблемы, когда снова обратятся в больницу, с которой конфликтовали, - отмечает президент ассоциации региональных медицинских страховщиков Максим Стародубцев. - Хотя такое правовое противостояние не только позволяет добиться справедливости, но, по большому счету, может сослужить добрую службу и самим больницам: позволит отделить хороших специалистов от посредственных, а следовательно, бороться за адекватную оплату труда сотрудников.

По словам Стародубцева, нынешний судебный процесс позволяет говорить как о возросшей квалификации судей, так и том, что медики-ответчики стали более дотошно готовиться к разбирательствам. На этот раз юристам, выступавшим со стороны больницы, пришлось проводить практически полномасштабные следственные действия, лишь бы избежать обвинительного вердикта. Больницы, работающие в рамках обязательного медицинского страхования, даже осознавая свою неправоту, готовы сегодня бороться за свои права до "последней капли крови". Такую позицию страховщики объясняют тем, что муниципальным "бесплатным" клиникам в принципе неоткуда взять денег на судебные издержки и тем более на компенсацию морального вреда, а любое отступление от сметы расходов расценивается как нецелевое использование средств. А это - уголовно наказуемое деяние. К тому же больницы боятся прецедентов: вслед за одним выигравшим пациентом в суд могут потянуться другие.

Комментируя завершившийся судебный процесс, специалисты отмечают солидную сумму компенсации, назначенной пациентке. До сих пор были меньше. Так, по итогам судебного разбирательства, проходившего около года назад в одном из городов области, трагедия несостоявшихся родителей малыша, умершего по вине медиков в утробе матери, была оценена лишь в 15 тысяч рублей. А мать и отец парня, скончавшегося из-за явной халатности врачей в приемном покое Нижнетуринской ЦГБ, получили по 25 тысяч.

Сколько врачебных ошибок совершается в Свердловской области? Сколько из них доходят до суда? Такой статистики никто не ведет. По различным косвенным данным можно судить лишь о масштабах явления. По социологическим опросам, около 50 процентов россиян сталкивались с халатностью, непреднамеренными оплошностями медиков. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ежегодно на качество врачебной помощи поступает более миллиона жалоб. А как заявил на национальном конгрессе терапевтов академик Александр Чучалин, "практически каждый третий диагноз ставится отечественными врачами неверно. Из-за недостатка знаний врачи первичного звена выявляют лишь около трети больных, нуждающихся в высокотехнологичной помощи".

По словам страховщиков, до разбора в судебных заседаниях доходят, как правило, только самые трагичные истории, закончившиеся летальным исходом, либо когда пациент становится инвалидом.

Мнения

Елена Пестова, начальник юридического отдела медицинской страховой компании:

- Ужесточившаяся позиция судов по отношению к медицинским работникам, допустившим профессиональную ошибку, помогает не только компенсировать ущерб пациенту, но и более четко финансово оценивать организацию медицинских услуг и личный профессиональный уровень персонала. В конечном итоге это только на пользу самим медицинским учреждениям.

Павел Елфимов, главный врач ЦГБ № 23:

- На мой взгляд, одни лишь судебные процессы, пусть даже самые громкие, не способны сделать систему здравоохранения эффективной и качественной. В отдельных случаях сотрудники, допустившие ошибку, просто увольняются из больниц ы. При сегодняшнем кадровом голоде в медицинских учреждениях, когда зачастую катастрофически недостает сотрудников среднего звена, когда существует постоянная нехватка санитарок, это в итоге оборачивается против самих медучреждений. На самом деле нужен целый комплекс мер, чтобы положение дел в здравоохранении улучшилось.