Спустя два месяца после ареста бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича сторона обвинения все-таки внесла изменения в обвинительное заключение. Из него исключено обвинение за соучастие в геноциде, зато появились новые не менее серьезные пункты.
Появления документа, который на днях был передан в судебную палату Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ), ожидали уже давно. Достаточно напомнить о том, что о возможной коррекции обвинительного акта заговорили еще до экстрадиции Караджича в Гаагу. Многие с недоумением восприняли то, что за 13 лет активных розысков экс-президента Республики Сербской следственные органы МТБЮ так и не смогли четко сформулировать суть обвинений в его адрес. Впрочем, специалисты еще тогда предсказывали подобный вариант. По их прогнозам, судьи гаагского трибунала постараются сделать все возможное для сокращения судебной процедуры, лишь бы не повторять своей ошибки в ходе бесславно закончившегося суда над Слободаном Милошевичем. Первый шаг в данном направлении уже сделан.
Как стало известно накануне, число пунктов обвинения не изменилось - их по-прежнему 11. В тексте нового, по сравнению с предыдущим, нет обвинения в соучастии в геноциде, а обвинение в геноциде разделено на две части.
Первая касается кампании этнических чисток во время войны в Боснии и Герцеговине в 90-е годы, а вторая - убийства в мусульманском анклаве Сребреница около восьми тысяч мирных жителей летом 1995 года. Кроме того, сохранены такие пункты обвинения, как депортации, нападения на гражданских лиц, террор, взятие заложников, пытки и убийства. С формальной точки зрения пять из них относятся к преступлениям против человечности, а четыре - к нарушениям законов и обычаев войны.
На сегодня ясно лишь одно - предъявление измененных обвинений Караджичу отодвинет начало судебного процесса минимум на месяц.
Согласно процедуре МТБЮ в течение этого срока подсудимый имеет право обдумать свой ответ. Однако сторона обвинения в своем официальном заявлении подчеркнула, что более точно сформулированные и конкретизированные обвинения в конечном итоге позволят ускорить судопроизводство. По словам прокуроров, они привели обвинительное заключение в соответствие с новыми фактами, более подробно разъяснили утверждения об индивидуальной ответственности Караджича, сократили число описанных конкретных преступных актов, уменьшили число муниципальных образований, в которых описаны преступления, с 41 до 27, реструктурировали пункты обвинения и предоставили по ним уточненную информацию.
Примечателен и такой момент. Военные преступления, в которых обвиняют Радована Караджича, достаточно плотно переплетены с деятельностью еще одного "любимца МТБЮ" - генерала Ратко Младича. Согласно измененному обвинительному акту эти двое разделяют ответственность за "проведение кампании террора над жителями Сараево", за "геноцид над мусульманами в Сребренице", а также за "захват и удержание в заложниках представителей ООН".