25.09.2008 01:45
    Поделиться

    В Дагестане на незаконную добычу природных ископаемых выходят целыми селами

    До сих пор не удается решить в правовом русле ситуацию, сложившуюся в Карабудахкентском районе Дагестана. Здесь местные жители целыми селами активно ведут незаконную добычу песка, отказываясь уплачивать налоги и легализовать свою деятельность.

    То, что в Дагестане существует немало незаконных карьеров по добыче песка и других полезных ископаемых, в республике ни для кого не секрет. Но чтобы на промысел выходили целыми населенными пунктами - с таким фактом специалисты министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Дагестана столкнулись, пожалуй, впервые.

    Население Карабудахкентского района, которое было занято погрузкой песка в фуры и самосвалы, встретило проверяющих довольно агрессивно. По словам жителей, разработка карьера осуществляется с разрешения руководства района и местной милиции, а вырученные за счет продажи песка деньги якобы идут на строительство мечети. Почему деньги от незаконной деятельности должны идти на такое богоугодное дело, добытчики объяснить отказались, сославшись на то, что всеми вопросами на данной территории ведает "джамаат", который считает эти земли своими, и может делать здесь все, что ему заблагорассудится.

    - По оценкам специалистов, на момент проверки было незаконно добыто более ста кубометров песка, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан Арслан Дыдымов. - Незаконные предприниматели получили доход в сумме около пяти с половиной миллионов рублей, в бюджет республики при этом от неуплаты налога на добычу полезных ископаемых не поступило 523 тысячи рублей. По результатам проверки с просьбой принять к нарушителям закона меры воздействия соответствующие письма были направлены министру внутренних дел и прокурору Дагестана.

    От незаконных разработок республика несет не только материальные потери. По словам Арслана Дыдымова, на территории в два гектара, где поработали "пескодобытчики", уничтожен весь гумусный слой почвы, что ведет к ее полной деградации.

    Как сообщили "РГ" в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Дагестана, практически ни один карьер не проводит рекультивацию земель. После добычи природного сырья в обязательном порядке через определенный промежуток времени следует завозить новую почву, восстанавливать на ней растительность, но этим никто не занимается.

    Специалисты уже бьют тревогу: под угрозой уникальный ландшафт Каспийского побережья, где расположены основные карьеры по добыче песка. Во многих местах на месте красивых песчаных пляжей уже образовались болота.

    Случай в Карабудахкентском районе не единичен. Так, в ходе одной из проверок работниками природоохранной прокуратуры на участке морского побережья между городом Дербентом и поселком Белиджи, в пятисотметровой рекреационной зоне Каспийского моря, без лицензии на право пользования недрами и других разрешительных документов разрабатывался карьер по добыче морского песка. Общая сумма убытков вследствие безлицензионного пользования недрами составила более 16 миллионов рублей. На руководителя работ заведено уголовное дело за незаконное предпринимательство.

    На всем протяжении 18-километровой дороги от Махачкалы до Каспийска по обе стороны автотрассы можно заметить большие красные горы - это ждет своих покупателей кирпич, который изготавливается здесь же, на глиняных карьерах. Их только на этом участке насчитывается более тридцати.

     

    Всего, по данным прокуратуры Дагестана, в республике на начало этого года работало 153 карьера. Из них 70 не имели лицензий на право недропользования, не был составлен проект рекультивации земель, отсутствовала экологическая экспертиза.

    Одну экологическую катастрофу в Дагестане все же удалось предотвратить. Еще несколько лет назад под угрозой было существование самого крупного в Европе естественного песчаного бархана Сары-Кум высотой в 262 метра, с уникальной флорой и фауной. Здесь варварски велась добыча песка, пока не вмешались экологи и специалисты министерства природных ресурсов, благодаря чему удалось сохранить уникальный природный заповедник.

    Поделиться