25.09.2008 01:34
    Поделиться

    В сальской средней школе активно внедряются здоровьесберегающие технологии

    В сальской средней школе № 21 нет ни одного дня, похожего на другой. Каждый раз здесь стараются придумать что-то новое для того, чтобы дети выходили из стен школы не выжатыми как лимон, а здоровыми и сильными. Именно за свои инновации в этой сфере донская школа получила миллион рублей в рамках нацпроекта "Образование".

    Утром в фойе школы звучит классическая музыка. На входе всех встречают учащиеся из дежурного класса, да не с пустыми руками, а с яркими, разноцветными фантиками в коробке. Школьников просят выбрать листочек того цвета, который наиболее соответствует их сегодняшнему настроению. Собранный "урожай" предстоит проанализировать педагогу-психологу. Такой скрининг настроения в школе проводится регулярно.

    - Свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий мы начали около трех лет назад с диагностики, - вспоминает Людмила Матяш, директор сальской школы № 21. - Опросили учителей, детей, родителей, пытаясь выявить факторы риска и негативного воздействия. Нас интересовали материальное положение семьи, наличие хронических заболеваний и вредных привычек у родителей, психологическая атмосфера в семье, организация личного пространства ребенка дома.

    Не обошлось и без традиционного медицинского обследования, результат которого оказался удручающим - от 65 до 72 процентов учеников имеют отклонения в здоровье. Лишь треть учащихся могут быть признаны практически здоровыми.

    Войну с недомоганиями открыли по всем фронтам. На переменах кабинеты обязательно проветриваются. В теплое время года после второго урока ребята выходят в школьный двор на зарядку. Если на улице холодно, делают упражнения в помещении. После третьего урока - обязательно влажная уборка кабинетов силами технического персонала, а не самих детей. В течение урока учитель должен сменить не менее шести видов деятельности. Это значит, что ребенок должен не только слушать, но и говорить, читать, писать, работать в паре, в группе. Найдется время и для динамичной паузы - когда ребята встают из-за парт и делают легкую разминку, расслабляют позвоночник.

    - Нет худа без добра, - говорит Людмила Николаевна. - Демографический спад привел к резкому снижению наполняемости классов. Но зато работать в небольшом коллективе преподавателю намного легче и удобнее, есть возможность давать отстающим детям карточки с персональными заданиями. Это так называемое индивидуально ориентированное обучение.

    В меню столовой - три варианта комплексного обеда: за 14 рублей 30 копеек, 16 и 20 рублей. Самые дешевые порции - для начальной школы, ребят из небогатых семей, которые, тем не менее, не получают бесплатных обедов по линии управления социальной защиты как малообеспеченные (а таких здесь 172). Порции подороже - большие, с приличным куском мяса - рассчитаны на мальчиков-старшеклассников. Горячим питанием охвачено 75 процентов учащихся.

    В школе регулярно проводится скрининг настроения

    Немногие школы региона могут похвастаться и таким разнообразием спортивного инвентаря. Учительница физкультуры Людмила Бахмацкая показывает нам свое "богатство": шипованная обувь для бега, ядра, копья, диски и гранаты для метания нескольких размеров - для разных возрастов, мячи. Недавно школа стала обладателем комплекса тренажеров.

    Благодаря подписанному договору о сотрудничестве с детской спортивной школой учащиеся получили возможность серьезно заниматься физической культурой во внеурочное время. Доска почета в фойе наглядно демонстрирует отличные результаты местных атлетов.

    Есть группы здоровья учителей. Педагоги с удовольствием занимаются на тренажерах и, как правило, участвуют в легкоатлетическом пробеге, который уже много лет проводится в сальской школе накануне Дня победы.

    На президентский миллион школа приобрела интерактивный проектор с системой тестирования детей, жидкокристаллические мониторы для компьютеров и интерактивную доску.

    - Хотели купить комплекты мебели для начальной школы, чтобы детки могли во время урока не только сидеть, но и стоять за конторкой, но, когда начали считать, во сколько нам это обойдется, оказалось, что 415 тысяч не хватает, - признается директор сальской школы №21. - Еще есть специальные тренажерные комплексы для глаз, которые крепятся к потолку или к стене. Они нам бы тоже очень пригодились. Думаю, при первой же возможности мы обязательно приобретем их. К сожалению, доходить до всего приходится самостоятельно. Хотя Министерство образования России и провозгласило курс на внедрение здоровьесберегающих технологий, системы нет. Где-то что-то услышали - переняли, поэтому процесс идет очень медленно и проблема ухудшения здоровья юного поколения лишь усугубляется.

    Сейчас коллектив сальской СОШ участвует в новом конкурсе, желая получить статус "школы полного дня" и соответствующее материальное поощрение.

    - Современный ребенок работает в две смены, - поясняет Матяш. - Сначала учится в школе, а потом, надрываясь, тащит тяжеленный рюкзак домой и делает там домашнее задание. На отдых, общение с друзьями и подвижные игры у него совсем не остается времени. А это неправильно. Если мы получим статус "школы полного дня", ученик сможет сделать домашнее задание в школе вместе с учителем и оставить свои тетради и учебники в классе. Затем пойти в художественный кружок или спортивную секцию, базирующиеся в здании образовательного учреждения. Это поможет разгрузить ребенка и даст ему время на "личную жизнь".

    Поделиться