После введения в действие нового Жилищного кодекса армию граждан без прописки в крае пополнили около пятисот человек. Почему людей выселили из квартир, выяснял корреспондент "РГ".
Прописная истина
Вступивший в силу в марте 2005 года новый Жилищный кодекс дает право владельцам квартир выселять своих бывших родственников. Согласно закону при расторжении брака бывшими членами семьи собственника автоматически становятся супруг и дети. Однако утратить право проживания в домовладении могут и родители, и внуки.
Мама 27-летней Яны решила продать свой дом в пригороде краевого центра. Помимо нее как собственницы, там жили и были прописаны дочь и двое маленьких внуков. Родственные узы оказались не в счет. Яна с детьми оказалась на улице, причем на законном основании.
Съезжать им было некуда, поэтому они жили в доме до последнего - пока не появились новые хозяева. Они-то и попросили Яну покинуть их дом. Молодую маму предупредили, что обращаться в суд бесполезно.
Часть 5 статьи 31 ЖК РФ предоставляет собственнику право продать, подарить, обменять свое жилье или распорядиться им иначе без учета интересов других проживающих. Эта норма ставит крест даже на самом гуманном судебном решении, в том числе в интересах детей. Даже если сегодня суд вынес решение об отказе в иске о прекращении права пользования и дал "кандидатам на выселение" срок для обеспечения себя иным жильем, им не стоит обольщаться. Завтра у недвижимости может появиться новый хозяин, который вправе сразу после сделки выселить всех на улицу. Сейчас молодой маме помогают в министерстве труда и соцзащиты. Яне нужно прописаться. Скорее всего, зарегистрируют в одном из общежитий краевого центра. С городской пропиской проще найти работу. Пока она даже не может определить ребенка в детский сад, школу, обратиться за медицинской помощью, получать пособия.
По данным Ставропольского краевого суда, районные (городские) суды с 2005-го по первое полугодие 2007-го рассмотрели 872 дела, инициированных статьей 31 ЖК РФ. В 419 случаях суд вынес решение о выселении.
- При изучении практики рассмотрения дел, связанных с применением положений Жилищного кодекса, выяснилось, что основная их масса связана именно с 31-й статьей, - сообщили в пресс-службе краевого суда.
Пенсия за квартиру
Марию Рыбалкину из Светлограда без крова оставил сын. Несколько лет назад родители решили жить отдельно и ушли на съемную квартиру. Когда умер муж, пожилая женщина надумала вернуться. Но не тут-то было. Собственный ребенок не пустил мать на порог. Позже суд признал ответчицу утратившей право пользования жилым помещением, владельцем которого является ее сын. Но с отсрочкой на несколько месяцев. Пока не истечет отмеренный Фемидой срок, Мария Рыбалкина на законных основаниях может проживать у сына. Однако в домо-владение ее так и не пускают. Пожилая женщина ютится на съемных квартирах, за которые вынуждена отдавать практически всю свою пенсию.
- Если бывшему члену семьи собственника некуда переехать, у него нет денег, чтобы приобрести себе жилплощадь, или он не может этого сделать по другим заслуживающим внимания обстоятельствам, суд может принять решение сохранить право пользования жилым помещением за бывшим родственником на назначенный срок, - поясняет директор центра правового обслуживания Анна Коняева. - Это прописано в пункте 4 статьи 31 Жилищного кодекса. При определении периода, на который может быть сохранено право пользования жилым помещением, суд должен исходить из конкретных обстоятельств по каждому делу.
Если же бывшим членам семьи так и не удалось найти себе другое жилье и на то есть уважительные причины, можно повторно обратиться в суд за продлением срока проживания у собственника.
Как дети становятся "бывшими"
Елена Власова из Ставрополя прожила в законном браке семь лет. Когда играли свадьбу, молодожены не волновались о том, где будут жить, - у жениха своя квартира. Полтора года назад семья пережила развод. Елена с сыном была вынуждена съехать с квартиры бывшего мужа. На улице мать с ребенком не осталась, помогли родственники. Однако далеко не все подобные истории заканчиваются благополучно.
- В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2005 года был опубликован ответ на вопрос, становится ли ребенок бывшим членом семьи собственника жилого помещения по правилам статьи 31 ЖК РФ, если после расторжения брака его мама и папа проживают раздельно, а он - с тем, который в собственности жилья не имеет? - рассказывает Коняева. - Из пояснения следует, что те дети, которые по обоюдному соглашению остаются с родителем, в чьей собственности нет домовладения, являются бывшими членами семьи собственника и подлежат выселению вместе с бывшим супругом.
Лишь спустя два года Верховный суд РФ вдруг вспомнил о Семейном кодексе РФ, а также о том, что дети не могут стать "бывшими" и что домовладелец обязан заботиться о своем ребенке. В ноябре прошлого года в очередном обзоре было сказано, что право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака.
Фемида мотивировала это тем, что дети имеют право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями (пункт 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ).
- В настоящее время право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, сохраняется за ребенком по достижении им совершеннолетия и даже после расторжения брака между его родителями, - говорит Анна Коняева.
Между тем 31-я статья нового Жилищного кодекса РФ дает право собственнику жилого помещения выселять из дома бывших членов семьи - дебоширов, пьяниц и наркоманов.
Так, Анна Малышева, жительница станицы Старомарьевской Грачевского района выселила своего бывшего гражданского супруга, который в течение нескольких лет создавал невыносимые условия проживания ей и ее детям. Он был зарегистрирован в домовладении Малышевой, тем не менее не платил за коммунальные услуги. Суд вынес решение удовлетворить исковые требования женщины и выселить мужчину из дома, хотя и с сохранением права пользования жилым помещением на незначительный срок.
Алексей Селюков, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае:
- Очевидно, что существует пробел в жилищном законодательстве. Новый ЖК полностью встал на сторону собственника и защищает только его права. О моральных принципах забыли. Вот и получается, что на улице остаются дети, родители и инвалиды. В таких случаях что-либо сделать практически невозможно.
Что касается Марии Рыбалкиной из Светлограда, которую без крова оставил сын, по решению суда ей разрешено оставаться в домовладении еще несколько месяцев. Женщина может отказаться от выселения и по истечении этого срока. Силой сын не вправе выгнать мать, только через суд. Учитывая те обстоятельства, что женщине негде жить, наверняка снова дадут отсрочку. И так может продолжаться до бесконечности.
Когда к нам обращаются с подобными проблемами, мы инициируем проверки прокуратуры, милиции. Необходимо выяснить все обстоятельства дела. Когда становится очевидным, что права человека действительно нарушены, помогаем гражданам в пределах своей компетенции.