У вице-президента ОАО "Российские железные дороги" профессора, доктора медицинских наук Олега Атькова есть особая папка. В ней переписка, которую он ведет с... 2006 года. На одну и ту же тему: о привлечении медицинских учреждений железнодорожного ведомства к участию в приоритетном национальном проекте "Здоровье". "Успешно?" - спрашиваю у Олега Юрьевича.
Олег Атьков: Если бы успешно, то не было бы такой пухлой папки переписки. Да и сама переписка не имела бы смысла. Потому и переписываемся, что вопрос до сих пор не решен. И значит, тысячи россиян лишены возможности получать высокотехнологичную помощь в наших клиниках.
Российская газета: Вас не слышат?
Атьков: Я бы так не сказал. Нам даже отвечают.
РГ: Так чем же вы недовольны?
Атьков: Да тем, что стараниями некоторых чиновников ведомственная медицина - не только железнодорожная - оказалась за бортом службы здоровья России. Хотя мы есть. Оснащение железнодорожных клиник позволяет предоставлять высокотехнологичные методы диагностики и лечения. Наши пациенты получают помощь в самых оптимальных, самых комфортных условиях. Многолетний опыт работы службы доказывает: пациенты выбирают наше качество медицинской помощи. Назову такую цифру: в двадцати шести регионах действуют наши крупнейшие клиники, где каждый год по высоким технологиям лечатся почти сорок тысяч россиян.
РГ: Так что же вы еще хотите? Или эти россияне - только те счастливчики, которые трудятся на железной дороге?
Атьков: Мы хотим, чтобы наши учреждения были доступны не только, как вы сказали, этим счастливчикам. Мы готовы оказывать такую помощь всем россиянам.
РГ: Что же мешает?
Атьков: А то, что мы не попали в "Правила формирования государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет федерального бюджета".
РГ: Кто писал эти правила?
Атьков: Думаю, чиновники, которые, возможно, даже и не знают, что в России, помимо государственной медицины, есть еще и ведомственные учреждения.
РГ: Таковые есть и в других странах. Там-то кто на них имеет право?
Атьков: Конечно, прежде всего те, кто имеет прямое отношение к данному ведомству. Но сами учреждения проходят конкурсный отбор. Победители обретают право на оказание помощи всем нуждающимся независимо от ведомственной принадлежности. Вот сейчас государство выделяет огромные деньги на строительство центров медицины высоких технологий в регионах. И это очень хорошо. Если бы не одно но. Я уже сказал, что в двадцати шести регионах страны действуют наши учреждения, которые такую помощь уже оказывают. Так нужны ли дублеры? Страна так богата? В конце концов очень квалифицированные врачи-специалисты железнодорожных клиник и современное лечебно-диагностическое оборудование доходят в такую глухомань, в которую больше никак, кроме как по железнодорожным рельсам, не добраться.
РГ: Вы имеете в виду "поезда здоровья"? В них не железнодорожники могут обратиться за помощью?
Атьков: В глубинке именно в эти поезда как раз и обращаются до пятидесяти процентов тех, кто к железной дороге отношения не имеет. Им больше некуда обращаться. Вот только если есть силы и деньги, то можно поискать помощь за сотни километров.
РГ: Надеюсь, вы им не отказываете?
Атьков: Врач не может отказать больному. Жизнь сложнее любой директивы! Другое дело, что это помощь как бы вне закона. Мы не имеем права оказывать ее бесплатно. А местные власти, несмотря на все наши предложения о сотрудничестве, от нее отказываются. Почему? Предлоги самые разные. Вплоть до абсурдных. Хотите пример? Он не единственный, но показательный. В городе Тынде у нас многопрофильная отделенческая больница. Она обслуживает примерно двадцать тысяч железнодорожников, членов их семей, пенсионеров отрасли. Больница занимает семиэтажное здание. Одна из лучших в Восточной Сибири по оснащению. Квалифицированный персонал. Между тем хирургическое отделение территориального здравоохранения ютится в помещении детского сада. Другие отделения - тоже в "приспособленных" помещениях. В результате жители Тынды любыми путями стремятся получить помощь у нас. Но нельзя. Им говорят: имеете право лечиться только в своей городской больнице. Мы предложили руководству города заключить договор на законное получение населением Тынды медицинской помощи в нашей клинике. С оплатой по полному тарифу обязательного медицинского страхования. Нам отвечают: "Не можем! Нам не разрешают. Вы отдайте вашу больницу нам со всеми вашими врачами. Тогда мы станем оказывать помощь и вашим железнодорожникам".
РГ: А может, они правы? Чего делить-то? Может, отдать? Ведь перед болезнями все равны?
Атьков: Не правы. Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания никто и нигде не отменял. Да и это совершенно невозможно. Лечение машиниста электровоза или дежурного по станции имеет свою специфику. Точно так же, как лечение летчиков или диспетчеров. Никто же не предлагает передать практическому здравоохранению клинику гражданской авиации. Это чревато катастрофическими последствиями. Если, например, врач, не знакомый со спецификой работы машиниста, выпишет такому пациенту лекарство, которое влияет на внимание, то он может уснуть во время управления локомотивом. На кафедре железнодорожной медицины в Российской академии последипломного образования, в Университете железнодорожного транспорта, мы пятнадцать лет проводим отбор тех препаратов, которые не сказываются на профессиональных качествах железнодорожников. Например, артериальное давление можно снизить разными лекарствами. А у машиниста - только рекомендованными.
РГ: Олег Юрьевич, я вас давно знаю. Вы человек упорный. Иначе бы в свое время вряд ли бы вас пригласили в отряд космонавтов и предложили целых восемь месяцев поработать на орбитальной станции. Судя по звезде Героя Советского Союза, вы с этим очень даже неплохо справились. Неужели теперь так и будете ходить по своим рельсам с этой пухлой папкой ваших прошений и формальных ответов на них? За этой папкой здоровье тысяч россиян. Поезда успешно проходят тоннели, потому что в конце них все-таки есть свет...
Атьков: Появился свет и у нас. Сенаторы, депутаты из регионов, губернаторы, для которых здоровье жителей - не пустой звук, стали инициировать совместные проекты. На этой неделе была встреча с учеными Российской академии наук из института общей физики. Они создали не имеющий зарубежных аналогов высокоэнергетический лазер. Это революция в лечении сложнейших онкологических больных! Договорились объединить усилия для скорейшего внедрения и апробации этого уникального прибора. Мы верим, что наш опыт и потенциал будут востребованы государством.