Здоровье ребят можно укрепить, не только грамотно дозируя учебные нагрузки, подключив занятия спортом, но и с помощью... школьной столовой. Об этом говорили участники общероссийской конференции по организации питания в школах, которая завершилась в Тамбове.
Как сообщила "Российской газете" директор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения минздравсоцразвития Валентина Широкова, в 14 регионах страны продолжается эксперимент: школьные столовые приводятся в соответствие современным требованиям. Меняется не только техническое оснащение школьных пищеблоков. Главное - меняется подход к организации детского питания.
Все это не случайно. О том, что в школу приходит больше здоровых детей, чем из нее выходит, говорится очень много. С 2003 по 2007 год заболеваемость детей до 14 лет возросла почти на 10 процентов, а подростков 15-17 лет - на 12,5 процента. И хотя львиную долю всех ребячьих болезней составляют простуды, ОРВИ и прочие недуги органов дыхания, но и детские гастриты стали едва ли не нормой школьной жизни. Во всяком случае болезни органов пищеварения в структуре общей заболеваемости детей - на втором месте. И чем ближе к выпускному классу, тем таких хроников все больше.
Не последнее место в числе причин занимает именно плохое, далекое от здоровой нормы питание как дома, так и в школе. Но если на домашние завтраки и ужины государство повлиять не может, то вот уж о школьных обедах позаботиться оно просто обязано. Тем более что современный ребенок проводит в школе по 8, а то и 12 часов и в школьный буфет в течение дня заглядывает неоднократно.
Еще год назад по инициативе Роспотребнадзора в школьных буфетах было запрещено продавать всевозможные чипсы, чупа-чупсы, жевательную резинку и газировку, одним словом, все то, чем так любят набивать животы наши дети, но что не приносит им "никакой пользы, кроме вреда". Но эти "пожарные" меры необходимы, но недостаточны.
"Нездоровый рацион питания может приводить - и приводит - к ожирению, - констатирует Валентина Широкова. - А это увеличивает риск развития сердечно-сосудистых и других системных заболеваний на более поздних этапах жизни". Именно поэтому в министерстве настаивают: школьное меню должно быть продуманным и соответствовать потребностям детского организма и по составу (баланс белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов), и по энергетической насыщенности. Составить "расписание" блюд на неделю так, чтобы было и полезно, и вкусно, и не оставалось на детской тарелке - эту непростую задачу тоже помогут решить рекомендации специалистов.
Кроме того, при необходимости, например, в зависимости от региона, в меню могут вноситься определенные коррективы. Например, в большинстве российских регионов наблюдается дефицит йода в пище, что грозит заболеваниями щитовидной железы и нарушением обмена веществ. Недостаток селена, дефицит магния усиливают риск возникновения болезней сердца. Грамотно составив рацион, этих неприятностей можно избежать.
Нормальное горячее питание - полноценный обед - получают сегодня лишь семеро из десяти школьников. В младших классах обедают почти все - первоклашек водят в столовую организованно. Но начиная лет с 10 процент падает, и в выпускных классах в школьных столовых обедает лишь половина учеников. Наладить школьное питание "на уровне" стоит немалых денег. Но такие расходы можно только приветствовать, потому что детское здоровье намного дороже.