Решить проблемы лесной отрасли Башкирии может целевая программа

Сегодня лесная отрасль Башкортостана переживает кризис. За год объемы заготовки, переработки и вывоза древесины упали на 40 процентов.

Сырьевой придаток

Нынешний спад не объяснить только техническими причинами.

С одной стороны, третий месяц действует мораторий на проведение лесных аукционов. Республиканские власти всерьез обеспокоились тем, что в результате торгов к заготовке древесины допускаются недобросовестные производители. Одновременно леса уже разбирают на частности. Помимо заготовки, в них охотятся, отдыхают, ведут сельское хозяйство, а то и застраивают. Уследить за всем у государства не хватает глаз.

С другой стороны, в отрасли накопились системные проблемы. До сих пор в Башкортостане не определились, что делать с таким большим естественным богатством - один только лесной фонд составляет 6,3 миллиона гектар с потенциальным запасом древесины в 400 миллионов кубометров. Специальной программы использования и развития леса в республике не создано, и в обозримом будущем не предвидится.

- Сегодня в этой сфере мы ничего другого, кроме как ухудшения, констатировать не можем, - говорит премьер-министр правительства РБ Раиль Сарбаев. - Кроме деклараций о том, что лес в ближайшие два года должен принести региону 100 миллиардов рублей выручки, ничего не происходит.

Вместо того чтобы пользоваться прибылью от использования лесных ресурсов, республика неуклонно теряет свои позиции. Как отмечает Раиль Сарбаев, на профильных аукционах побеждают отнюдь не лесхозы и обрабатывающие комбинаты, которым деревья нужны как воздух, а те, кто стремится вывезти их из региона.

В правительстве снова заговорили о несовершенстве системы выделения лесосечного фонда, иначе республика так и останется сырьевым придатком более "продвинутых" в лесопромышленном плане территорий России.

В завале

Во всех расчетах, которые делают в республике в отношении сырой древесины, приходится учитывать одну существенную поправку - почти половину лесного фонда региона составляют спелые и перестойные массивы. И эффективный выход древесины из них возможен при глубокой переработке. Расчетная ежегодная лесосека едва превышает десять миллионов кубометров, но и она едва ли будет освоена. За полгода лесничества смогли "взять" всего 8,4 процента от запланированного.

 Назревший в отрасли кризис обнажили обрушившиеся на республику более года назад ураганы, в результате которых наиболее серьезно пострадали леса Дюртюлинского и Бирского районов. Несмотря на привлекательные условия, которые предложило правительство региона лесозаготовителям и населению, на протяжении почти полутора лет удалось расчистить не более двух третей из пострадавших 21,5 тысяч гектар лесного фонда. Не хватает сил. Да и в любом случае с деревоперерабатывающими производствами в Башкортостане дело не складывается. Технологии применяются в большинстве своем устаревшие, а сами предприятия загружены едва ли наполовину.

- Самим комбинатам закупать лес для переработки часто не по карману. В итоге из республики древесина уходит в сыром и необработанном виде, - отметил в беседе с корреспондентом "Российской газеты" Раиль Сарбаев.

Не справляется с ролью основного оператора и главный республиканский заготовитель "Башлеспром", которому регион выделил в долгосрочную аренду 289 тысяч гектаров леса, а это 95 процентов всех разрешенных для использования лесных угодий. Однако при запланированной вырубке в 625 тысяч кубометров древесины ежегодно компания осваивает всего четверть объема. Причем, подобно коммерческим арендаторам, предпочитает хвойные породы деревьев.

Более того, на этих участках "Башлеспром" не выполняет сельскохозяйственные работы по посадке леса, подготовке почвы и не проводит противопожарные мероприятия.

 Хозяева тайги

За полгода руководство республики для решения проблем отрасли сумело лишь воссоздать министерство лесного хозяйства. С ведомства пока спрашивают не очень строго, поскольку кризис созревал в течение многих лет и в одночасье ситуацию не исправить.

Однако помимо наведения порядка в сфере лесозаготовки, министерству придется осваивать переданные с федерального уровня власти на региональные полномочия в области лесных отношений. Поскольку все, что относится к оперативному распоряжению территориями угодий, теперь включено в компетенцию республики. Но одной охотой и устройством зон отдыха дело не может ограничиться. Не исправят ситуацию и 31 новоиспеченное государственное лесничество. В таком количестве их просто недостаточно.

- Проблему освоения спелых и перестойных лесов может решить появление новых предприятий по глубокой переработке низкосортной древесины и производству конкурентоспособной продукции, - считает министр лесного хозяйства РБ Ражап Набиуллин.

Тем временем в добавление к сохранившимся еще с советских времен предприятиям на горизонте видны всего два инвестиционных проекта. В Мелеузе строится завод по производству модифицированных древесных плит, а в Белорецке - по глубокой переработке древесины. Правда, инициированы они были отнюдь не минлесхозом и не известно, когда заработают. А пока крупнейшими потребителями регионального леса остаются лишь несколько деревообрабатывающих комбинатов, использующих немногим больше 20 тысяч кубометров сырья в год.

В чащу не ходить

Наиболее простым и понятным способом если не выйти из кризиса, то приостановить падение остается тотальная инвентаризация лесного хозяйства. Главная задача сегодня - сохранить то, что есть и загрузить имеющиеся деревообрабатывающие предприятия.

На лесные аукционы в республике сейчас введен мораторий. Правительство региона предполагает, что арендаторы участков леса в отличие от государственных заготовителей и переработчиков не жалуются на дефицит мощностей и ресурсов, используя возможности для нелегальной добычи.

- Больше года я настаиваю на прекращении разбазаривания нашего леса. По сей день древесину из региона вывозит кто хочет и куда хочет. Тем временем за редким исключением победители торгов лесными участками не выполняют условия аукциона, - утверждает первый заместитель премьер-министра правительства РБ Шамиль Вахитов. - У нерадивых пользователей следует отбирать лесосеку. Мы же прекрасно понимаем, что на легальный кубометр леса приходится еще один - незаконный. Надо проводить инвестиционные аукционы и ориентироваться не только на хвойные породы деревьев и березу. Пока не наведем одинаково жесткий порядок в сфере заготовки древесины, государственные лесхозы не смогут работать эффективно и прибыльно.

Кстати

Количество государственных инспекторов по охране леса, определенное федеральным правительством для Башкортостана, составляет 34 человека. Еще два года назад их было 96. Во многих субъектах ПФО выделяют средства на дополнительный штат лесничих из региональных бюджетов.