Чтобы защитить свое честное имя и избежать получения незаслуженного наказания по тяжелой статье, жительнице края пришлось год ходить по судам. В помощи женщине участвовала редакция "РГ".
Сельские грабительницы
Напомним, в № 183 от 22.08.2007 наша газета уже сообщала об истории Юлии Волошиной из села Донского и ее несовершеннолетней дочери. Напомним, следователь ОВД Труновского района предъявил им обеим обвинение в грабеже за попытку вынести с открытой неогороженной территории проржавевший топливный бак, принадлежавший частному лицу. Мотивировка следствия была следующей: запчасть правонарушительницы украли среди бела дня, никого не стесняясь, а за процессом перемещения бака к пункту приема металлолома наблюдала соседка, якобы предупредившая похитительниц о том, что деталь эта не бесхозная. Из этих фактов "пинкертоны" сделали вывод о наличии всех необходимых признаков состава преступления по пункту "а" части 2 статьи 161 УК РФ - грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору.
При этом следователи не сочли нужным взять во внимание такие "несущественные" детали, как стоимость украденного имущества - в приемном пункте бак оценили в 450 рублей, а также отсутствие претензий к обвиняемым со стороны его владельца. Так попытка бедствующих селянок поправить материальное положение с помощью сбора металлолома, тянувшая разве что на мелкую кражу, превратилась стараниями государевых людей в серьезное преступление.
А был ли сговор
В результате перед Юлией Волошиной замаячила реальная перспектива попасть в колонию, а ее дочь Анастасия, признанная психически нездоровой, в этом случае оказалась бы в интернате. Вполне возможно, что события пошли бы именно по такому сценарию, если бы не вмешательство правозащитников. Женщина обратилась в редакцию "РГ", а также к уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае Алексею Селюкову, который, возмутившись очевидной несоразмерностью деяния и грозящим за него наказанием, взял дело под свой контроль.
- Мы направили прокурору Труновского района письмо с изложением фактов, свидетельствующих об отсутствии в действиях Волошиных не только сговора, но и вообще состава преступления, - говорит Алексей Селюков. - Однако тот наши аргументы отверг и, утвердив обвинительное заключение, передал дело на обеих в суд.
И даже когда районная Фемида, не разделив жесткую позицию обвинения, приняла решение о выводе из уголовного дела несовершеннолетней Анастасии, прокуратура продолжала держаться обвинительной линии. Потребовалось решение кассационной коллегии судей Ставропольского краевого суда, чтобы претензии правоохранителей к Волошиной-младшей отпали, и 30 ноября прошлого года дело на нее было закрыто.
Однако, вынужденно отпустив одного подозреваемого, следователь с прокурором решили ни в коем случае не отдавать без борьбы второго - Юлии Волошиной пришлось-таки посидеть на скамье подсудимых и даже получить срок. Пятого февраля нынешнего года районный суд счел ее виновной в грабеже, исключив формулировку о сговоре, и приговорил к двум годам лишения свободы. К счастью, условно.
- Соглашаться с подобным приговором было нельзя - хотя реального заключения и удалось избежать, судимость могла бы осложнить женщине жизнь. Поэтому мы обжаловали решение в краевом суде, - восстанавливает хронологию событий Селюков.
По всем инстанциям
Пройти пришлось все имеющиеся в регионе судебные инстанции. Кассационная коллегия оставила приговор в силе, и только рассмотрение дела президиумом краевого суда при непосредственном участии его председателя Александра Корчагина позволило освободить Волошину от крепких объятий правоохранительной системы - высшая судебная инстанция не нашла в действиях матери состава преступления.
- Трудно найти оправдание той настойчивости, с которой следователь и прокурор добивались осуждения невиновной женщины и ее ребенка, - недоумевает Селюков. - Не лучше ли было бы направить такую настойчивость на борьбу с коррупцией и другими опасными посягательствами на интересы государства и права граждан?
Проведшая год на допросах и судебных заседаниях Юлия Волошина намерена требовать возмещения морального вреда через суд.
Игорь Гладченко, заместитель прокурора Ставропольского края:
- Действительно, постановлением президиума краевого суда поступок Юлии Волошиной был охарактеризован как малозначительный и не образующий состава преступления. Вместе с тем действия правоохранительных органов в данном деле нельзя назвать чрезмерными и направленными на улучшение показателей отчетности. Уголовное дело в отношении Волошиной было возбуждено исходя из установленной Конституцией РФ обязанности государства предотвращать и пресекать какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред.
Следует признать, что факты прекращения судами уголовных дел по реабилитирующим обстоятельствам имеют место. По каждому такому случаю проводятся проверки, лица, виновные в нарушении прав граждан в уголовном судопроизводстве, привлекаются к ответственности. Только неукоснительное соблюдение федерального законодательства всеми, в том числе правоохранительными органами, позволит добиться соблюдения прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и подвергшихся уголовному преследованию.