На Южном Урале почти на треть подорожали туристические путевки за границу.
Путевка в популярную Турцию с вылетом из Челябинска, которая еще летом стоила 20 тысяч рублей, обходится теперь южноуральцам в 30 тысяч. Значительно подорожал и Египет. Дешевле чем за тысячу долларов сегодня невозможно найти тур в эту страну, даже с условием проживания в скромном трехзвездочном отеле.
Расходы любителей заграничного отдыха увеличиваются во многом благодаря росту цен на топливо. Авиакомпании вынуждены постепенно повышать цены на авиабилеты. Даже в Москву из Челябинска сегодня проблематично улететь дешевле чем за 4500 рублей. Тогда как в начале лета продавались билеты за пять тысяч в столицу и обратно. На международных рейсах все чаще взимаются так называемые топливные сборы. Они эквивалентны сумме от 30 до 115 долларов, а на отдельные рейсы в Европу достигают 289 (!) долларов. Семье из трех человек фактически приходится оплачивать еще одну путевку.
- Такое положение неудивительно, - комментирует ситуацию Елена Прохорова, руководитель авиационно-транспортного агентства, - если летом 2007 года авиакомпании в Челябинском аэропорту платили за тонну топлива по 18-20 тысяч рублей, то нынешним летом - 45 тысяч.
Но даже по повышенным тарифам летать из Челябинска напрямую за границу особенно некуда. Остались лишь чартерные рейсы в Шарм-эль-Шейх (Египет), завершаются полеты в Турцию. Других зарубежных рейсов нет, и пока неизвестно, будут ли они этой осенью вообще. Не останется и прямых полетов из Челябинска в Таиланд. Перевозчики не спешат делать заявки на новые рейсы из столицы Южного Урала. Специалисты челябинских турфирм вспоминают неудачный опыт организации прямых полетов на Кипр, в Италию, Испанию, Арабские Эмираты, другие страны. Турфирмам не удалось создать постоянный поток туристов на этих направлениях.
Отчасти это проблема соседства с мощным аэропортом Екатеринбурга, откуда можно напрямую вылететь в десяток разных европейских стран и в Китай. Но стоянка в Екатеринбургском аэропорту обходится недешево - 450 рублей в сутки: купив путевку на 10-12 дней, надо заплатить еще порядка пяти тысяч рублей. Можно попасть в аэропорт и междугородным автобусом, но курсируют лишь два рейса в сутки. Транспортники говорят, что на рейсы в аэропорт нет спроса. А лететь в Европу через Москву и Калининград не всегда удобно.
Есть ли альтернатива дорогим и неудобным авиамаршрутам? По словам Ольги Тряскиной, директора челябинской турфирмы, часть туристов, конечно, пересядет на поезда и автобусы. Но заменить авиацию в зарубежном туризме сложно в силу географического положения Южного Урала. Ведь многие берут отпуск на 10-12 дней. А ехать в Прагу - четыре дня туда и четыре обратно. Такой отпуск теряет смысл. Тем более что цены на автобусные туры и поездки тоже растут.
- В нашей фирме по сравнению с прошлым сезоном число туристов снизилось на 10 процентов, - говорит Ольга Тряскина. - Думаю, части наших клиентов отпуск за границей просто стал не по карману. Ведь примерно 30 процентов туристов выбирают дорогие туры. Остальные предпочитают то, что подешевле.
Сегодня местная инфраструктура отдыха уже поднялась до европейских стандартов, но она работает в основном для состоятельных граждан. И цены в южноуральских отелях не ниже, чем в Турции. Двухместный номер на известных турбазах может стоить и три, и пять тысяч рублей за сутки. Можно отдохнуть и за 200 рублей в сутки, но без удобств, а цивилизованным такой отдых назвать нельзя.
- На Южном Урале не создана туристическая инфраструктура для людей со средним достатком, - подводят итог эксперты. - И если она будет создана, то часть туристов с удовольствием станут отдыхать в нашем регионе.