Неожиданный поворот приобрело вчера рассмотрение кассационной жалобы КПРФ к ЦИК: Верховный суд отложил слушания по ходатайству коммунистов, обнаружив, что дочь одного из судей работает в ЦИК.
Справедливости ради следует сказать, что и начиналось рассмотрение кассационной жалобы КПРФ (а коммунисты уже несколько месяцев ходят в суд, требуя признать результаты выборов в Думу в декабре 2007 года недействительными) напряженно.
Член ЦК КПРФ Борис Евсеев буквально подскочил на месте после того, как были выполнены первые процессуальные формальности, и заявил: "Почему нам дали такой маленький зал? Меня это возмущает как представителя ЦК и как гражданина!" Евсеев выдвинул ходатайство о переносе слушаний в другое помещение, куда бы могли войти все сочувствующие КПРФ. Председательствующий судья Александр Федин уведомил заявителей, что им еще повезло - обычно кассационные жалобы рассматривают в зале, который раза в три меньше этого, но все же заинтересовался и спросил, сколько еще людей они хотели бы привести. "Человек 30-40 хотели попасть", - поднялся секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев.
Объявили перерыв, и как стало позже понятно, отправили секретаря вниз ко входу, расположенному под знаменитой статуей Фемиды (у этой прекрасной российского исполнения богини правосудия нет повязки на глазах), но там никого не было, никаких 30-40 сочувствующих КПРФ.
- Даже если бы два миллиона избирателей, которые проголосовали за КПРФ, пришли сюда сегодня, мы здесь их разместить все равно не смогли бы, - укорил Федин заявителей и отказал в этом ходатайстве.
Но тут стало ясно, что ссора вокруг комнаты - это были еще цветочки. Прямо глядя на одного из трех судей, Галину Манохину, Вадим Соловьев заявил ей отвод, поскольку "ее близкая родственница работает в ЦИК". И уж заодно Соловьев заявил отвод прокурору Ларисе Масоловой, поскольку "по нашей информации, она поддерживает дружеские отношения" с одной из представительниц Центризбиркома - Мариной Гермашевой.
- Центральная избирательная комиссия - это государственный орган, и никаких родственников и свойственников у нее быть не может, - внушительно заявил другой представитель ЦИК Дмитрий Воронин, попросив отклонить ходатайство.
Судьи ушли совещаться - вдвоем, Манохина осталась на месте. Вернувшись, председательствующий сообщил, что отвод прокурору не удовлетворен, а потом добавил: "В связи с тем, что у одной из сторон появились сомнения в объективности судебной коллегии и она заявила отвод одной из судей, рассмотрение жалобы переносится на 8 октября, поскольку в данный момент нет возможности сформировать другую коллегию".
Как подтвердил начальник правового управления ЦИК Алексей Кисин, дочь судьи ВС действительно работает у них, но сейчас она находится в отпуске по уходу за ребенком - вплоть до 3 октября. "А что нам беспокоиться? - пожал плечами Кисин, когда его спросили, как он оценивает ситуацию, - вообще в этом ничего особенного, она же не участвует в процессе, а находится в отпуске".
- Нас приятно удивил тот факт, что не все заявители, принимавшие участие в подаче жалобы, подписали кассационную жалобу. Если вы посмотрите текст кассации, то увидите, что подписей Мельникова, Уласа, Рашкина там нет, то есть и в их рядах есть раскол, - добавил Алексей Кисин.
Правда, все трое вышеупомянутых членов ЦК пришли на заседание лично.
"Мы надеемся, что суд примет справедливое решение, - заявил журналистам лидер КПРФ Геннадий Зюганов, - мы понимаем, что наше дело правое, и будем делать все, чтобы выиграть". Зюганов категорически отверг подозрения в том, что его партия использует ВС для пиара, заметив, что "ничем мы не злоупотребляем, просто мы сторонники нормальных, честных выборов, и я уверен, что если бы в ходе предвыборной кампании в Думу было бы возможно обсуждение злободневных проблем, многие избиратели не стали бы поддерживать кандидатов от "Единой России".
"Я удивлен, что Верховный суд так отреагировал", - жизнерадостно заявил Соловьев.