Новости

26.09.2008 05:00
Рубрика: Экономика

Мастер-класс для хотельера

Байкал и Сочи ждут профессионалов в туристическом бизнесе

27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Для нашей страны, где туристическая отрасль сейчас на подъеме, одна из основных проблем - кадровый голод.

Несмотря на большое число вузов, а это около 170 учебных заведений по всей стране, несмотря на огромное число желающих учиться и работать в этой сфере, хороших специалистов не хватает. О кадровой политике в туристической отрасли - ректор Российской международной академии туризма профессор Игорь Зорин.

Российская газета: Игорь Владимирович, у нас фактически любая домохозяйка может заняться туристическим бизнесом, сдав свою квартиру под "гостиницу". Между тем во всем мире туризм - это серьезный бизнес, составляющий весомую статью доходов государства.

Игорь Зорин: Во времена СССР наша страна была мощной туристической державой, понятно, что в основном за счет внутреннего туризма, который обеспечивался профсоюзными путевками. За последние 17 лет на первое место выдвинулся международный туризм. Ежегодно до 5 миллионов россиян отдыхают на заграничных курортах. Внутренний же туризм если и развивается, то не так активно, как хотелось бы.

РГ: Я так понимаю, что беда внутреннего туризма в том, что старое разрушили, а новое создается очень медленно. У нас не так уж мало вузов, которые готовят кадры для туристической отрасли. И все же квалифицированных специалистов не хватает. Как же решить эту проблему?

Зорин: Российский турбизнес сегодня нуждается в молодых, инновационно мыслящих профессионалах, владеющих живыми иностранными языками, информационными технологиями, а также способными принимать самостоятельные решения. Существующий стандарт обучения в государственных вузах на специализацию отводит лишь 25 процентов учебной программы. Таково наследие советской системы, которая давала прекрасные теоретические знания, но не прививала профессиональные навыки. Сегодня нельзя готовить специалистов в отрыве от запросов работодателей.

Наш вуз существует с 1969 года. В свое время здесь были созданы центральные курсы руководящих работников туристско-экскурсионных организаций, позднее преобразованные в Российскую международную академию туризма. Когда в начале 1990-х годов встал вопрос, по какому пути пойти, бюджетному или коммерческому, я настаивал на последнем варианте. Если сравнивать с зарубежными вузами, то фактически никто из них не готовит студентов на бюджетной основе, потому что ни одно государство не даст столько денег, сколько требует учебный процесс. Например, в нашей академии студентов учат по двум направлениям - это менеджмент туризма, где идет подготовка кадров для турфирм, и менеджмент гостеприимства. Это гостиничное и ресторанное обслуживание туристов. Мы даем студентам знания не только по предметам, но и учим находить выход из сложных ситуаций.

РГ: Сегодня образовательная сфера ждет, что бизнес сделает заказ на нужных специалистов и оплатит их подготовку. Однако предприятия не спешат это делать, а по рабочим специальностям предпочитают готовить кадры у себя на производстве.

Зорин: Действительно, фирмы стоят у нас в очереди за выпускниками, однако ничего не хотят вкладывать в их обучение. Российской туристической отрасли ежегодно требуется порядка 70 тысяч специалистов разного уровня. Это менеджеры высшего и среднего звена, которых академия начала готовить только три года назад. Наш вуз выпускает порядка четырех тысяч специалистов в год, остальные вузы - либо столько же, либо меньше. Понятно, что этого недостаточно. Для примера: сейчас приступили к созданию семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Эти проекты создаются если не на голом месте (фактически везде есть оставшаяся еще с советских времен база), но по сути все равно с нуля. Местное население в большинстве своем не предрасположено к работе в туристическом сервисе. К нам обратилось руководство Бурятии с просьбой подготовить им кадры для туристической зоны на Байкале.

РГ: По идее взбодрить систему образования должна подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. По некоторым оценкам, предполагается создать 130 тысяч новых рабочих мест. Где взять столько специалистов?

Зорин: Обучение - это первое, чем надо заниматься в ходе подготовки к Олимпийским играм. Понятно, что городу Сочи не хватит своего демографического ресурса. Я неоднократно уже выступал, в том числе и в Торгово-промышленной палате, с предложением о формировании так называемого международного консорциума: предлагается взять готовых специалистов из разных вузов по всему миру. Это будут так называемые волонтеры. Каждый вуз готовит студентов специально под Олимпиаду. Французы обслуживают французов, потому что они хорошо знают их национальные особенности, английские волонтеры - англичан. Кстати, выпускники нашей академии вполне могут конкурировать со специалистами из других стран: они знают не только культурные, исторические, гастрономические особенности разных стран, но они при этом хорошо владеют как минимум тремя языками.

Экономика Туризм Общество Образование