Сегодня активно обсуждается вопрос урегулирования информационного контента интернет-пространства на законодательном уровне. Насколько это необходимо, мы поговорили с членом Общественной палаты Российской Федерации, президентом Лиги журналистов Санкт-Петербурга, директором филиала Всероссийской Государственной Телерадиокомпании в Санкт-Петербурге Виталием Волковым.
Российская газета: Скажите, как президент Лиги журналистов Санкт-Петербурга и как руководитель государственной телерадиокомпании вы сталкиваетесь с проблемой кадрового голода, нехваткой профессионалов в области масс-медиа?
Виталий Волков: Лига создавалась изначально как клуб главных редакторов, с течением времени она стала постепенно трансформироваться в объединение работодателей. И с этой точки зрения нам, конечно, хорошо знакомы кадровые проблемы. Поэтому мы недавно пригласили в ряды лиги Марину Шишкину - декана факультета журналистики Санкт-Петербургского университета. И в рамках работы Лиги мы - представители работодателей, теперь имеем возможность высказывать свои пожелания относительно того, как стоило бы готовить журналистов на факультете, какие направления их будущей деятельности надо сделать приоритетными, а от каких вещей в процессе обучения следовало бы отказаться. Сегодня нехватка квалифицированных кадров для петербургской журналистики стоит очень остро, но не удивлю вас, если скажу, что аналогичные проблемы есть и во всех других отраслях экономики.
РГ: Сегодня, на ваш взгляд, пресса в Петербурге в полной мере осуществляет функции четвертой власти?
Волков: Я бы вообще не согласился с мнением, что пресса - это четвертая власть. В структуре управления государством существует достаточно стройный порядок - есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. А задача прессы - отображать общественное мнение в максимально широком спектре. У разных социальных групп будет разное мнение по любому вопросу и оптимально, чтобы все они с помощью средств массовой информации имели возможность высказать свою позицию и влиять на формирование общественного мнения в целом.
РГ: Свобода слова сегодня это реальность?
Волков: Да, это реальность, это не миф. Вопрос о сохранении принципов свободы слова - один из главных предметов работы профильной комиссии Общественной палаты Российской Федерации, членом которой я являюсь. В прошлый парламентский год были внесены достаточно спорные предложения изменения закона о средствах массовой информации. И с моей точки зрения, и с точки зрения моих коллег по Общественной палате, закон о средствах массовой информации, который действует сейчас, - один из наиболее успешно реализуемых законов. А все попытки внесения в него изменения как раз касались ограничения свободы слова.
И им была дана резко отрицательная оценка Общественной палатой. Конечно, закон о средствах массовой информации практически не затрагивает Интернет. Когда писался этот закон, степень проникновения Интернета в жизнь общества была абсолютно не той, какой она стала сегодня. Общественная палата провела специальные слушания по вопросам законодательного регулирования информационной деятельности в Интернете. И результатом этих слушаний стало предложение принять специальный нормативный акт, а не вносить изменения в закон о СМИ.
РГ: Вы лично против внесения изменений в закон о СМИ?
Волков: Понимаете, создание прецедента внесения изменений в действующий закон вызывает серьезные опасения у журналистского сообщества и у профильной комиссии Общественной палаты, что после этого будет открыта возможность законодательного ограничения свободы слова.
Я не хочу сказать, что наш комитет выступает против любых изменений в законодательстве о СМИ, но просто те претензии, что выдвигались к работе журналистов, и те законодательные предложения, которые вносились на их основе, они все были направлены исключительно на сужение поля свободы слова. Не было предложено ни одной поправки, которая бы расширяла возможности СМИ.
РГ: Какое место, на ваш взгляд, Интернет занимает сегодня среди средств массовой информации?
Волков: На сегодняшний день Интернет занимает чрезвычайно важное место как элемент информационного поля. Но в Интернете есть масса информационных ресурсов, которые, по сути, являясь средствами массовой информации, де-юре ими не являются. Обладая колоссальными информационными возможностями, всемирная паутина, с точки зрения права, наименее регулируемая среда. Вообще, Интернет сегодня, на мой взгляд, - это полный слепок нашего общества, в котором есть и высокое, и низкое, - там можно найти как сообщество людей, борющихся за сохранение культурного наследия, так и совершенно криминальные вещи. Поэтому вопрос о законодательном регулировании Интернета стоит очень остро.
РГ: Как Государственная телерадиокомпания "Петербург" - петербургский филиал ВГТРК, которой вы руководите, представлена в Интернете?
Волков: Я считаю, что у нашей компании один из лучших сайтов в городе среди теле- и радиоканалов. Там можно посмотреть все сюжеты петербургских "Вестей", прослушать on line трансляцию радио, работает "Народная линяя" - фактически это форум, где каждый пользователь может не только высказать свое мнение по поводу работы нашей компании и просмотренных программ, но и предложить тему для сюжета петербургских "Вестей". Так что взаимодействие со зрителями и слушателями у нас налажено в полной мере.