30.09.2008 03:00
    Поделиться

    Эксперты ищут методы предотвращения "дефолтов" на фондовых рынках

    Для предотвращения "дефолтов" есть давно известные и апробированные методы

    Российские и зарубежные аналитики в большинстве своем анализируют не столько причины кризисных ситуаций на российском фондовом рынке и степень их влияния на производственную экономику РФ, сколько фиксируют фондовую и валютную динамику. Увязывая ее почти исключительно с тенденциями опять-таки на фондовом и валютном рынках, в том числе зарубежных.

    Почему-то "за бортом" анализа остаются реальная экономическая структура и соответственно степень ее влияния на валютно-фондовые "обвалы". Точнее - взаимодействие с такими "обвалами". Зато преувеличивается роль ухода или опасений иностранных инвесторов, что считается чуть ли не главным фактором известных кризисных тенденций. В принципе упомянутая трактовка ситуации небезосновательна, ибо уже который год иностранные, да и российские инвестиции сконцентрированы на фондовом рынке и в связанных с ним экспортно-сырьевых отраслях. Но, как показывает мировая экономическая история, именно в такой структуре экономики - максимальная вероятность вроде бы внезапных "обвалов" и "подъемов", провоцируемых и внешне-, и внутриполитическими факторами, которые в значительной мере оторваны от реального производства.

    Известным и применяемым во многих странах с середины 1920-х гг. методом прогнозирования и предотвращения кризисов является составление межотраслевого баланса (МОБ), в том числе на региональном, межрегиональном, межотраслевом и "узкоотраслевом" уровнях. Но в постсоветской России такой баланс был разработан лишь дважды: в 1995-м, в усеченном виде - в 1998-м. Кстати, в СССР межотраслевые балансы разрабатывались в первой половине 1920-х и с конца 1950-х, но так как властям требовались благоприятные обоснования для их политики, структуру (то есть набор включаемых отраслей и регионов), методологию и информационную базу этих балансов упрощали до такой степени, что они становились либо "сверхзакрытыми", либо позволяли властям совершать новые ошибки.

    Сейчас использование МОБа в сочетании с "дедолларизацией" финансово-экономической системы позволяет примерно 50 странам, включая КНР, скандинавские, большинство стран-членов ОПЕК и индустриальных "драконов" (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Бруней), либо предотвращать валютно-фондовые "эксцессы", либо минимизировать их последствия.

    Если вкратце, суть МОБа в том, что с учетом внутри- и внешне экономических, социальных и т.п. факторов и тенденций определяются перспективная структура товарного производства, сферы услуг и сферы обращения. То есть та структура, которая будет (должна) обладать достаточной невосприимчивостью к внешним неблагоприятным влияниям, в том числе со стороны валютного и фондового рынков. Основатели такой методологии (эконометрии) - работавшие в США российские ученые Василий Леонтьев и Саймон (Семен) Кузнец. Впоследствии эту науку развили многие российские, советские и зарубежные ученые и государственные деятели.

    По мнению В. Леонтьева, "национальную экономику можно не только детально просчитать, но и направлять в нужное русло с помощью государственной политики". Имея в виду США, где впервые в мире под руководством Леонтьева был составлен первый межотраслевой баланс (середина 1930-х), ученый отмечал: "Частное предпринимательство сделало нашу страну самой процветающей в мире, и наша экономика будет, безусловно, опираться на него как на движущую силу... Но, чтобы сохранить правильный курс, нам необходимо использовать руль, и, судя по всему, государство должно в будущем уделять этому вопросу больше внимания, чем оно делало в прошлом". Что касается главных мер госконтроля, Леонтьевым и Кузнецом предлагались "выборочный контроль за переливом капитала и кредитами, временное или даже постоянное освобождение от уплаты налогов и/или даже прямые государственные инвестиции".

    Небезынтересно мнение российского аналитика, бывшего зам министра промышленности и энергетики РФ (до весны 2008 г.) Дениса Мантурова в отношении лесной промышленности: "Целевое видение развития отрасли должно опираться на систему научно-технологического прогнозирования, то есть на "форсайт", который Минпромэнерго России уже разработало для химии и металлургии. В ходе совещания в Вологде возник вопрос о том, какое из ведомств рассчитывает баланс производства и потребления лесобумажной продукции. Однако выяснилось, что еще в 2004 году из методики по разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ был исключен раздел о разработке прогнозных балансов спроса-предложения основных видов промышленной продукции.

    Мы предполагаем, что при разработке Стратегии (развития лесного комплекса РФ. - Прим. ред.) составить межотраслевой баланс основных видов лесобумажной продукции на перспективу до 2020 года, чтобы затем на основании этого баланса, а также с учетом развития внешних рынков определить потребность в производстве продукции лесопромышленного комплекса России по основной номенклатуре. Частью Стратегии станут и региональные балансы использования древесины, на основании которых с учетом природных, географических, инфраструктурных и других параметров будет предложена схема размещения производительных сил на территории страны. При этом будут учтены интересы регионов и бизнеса. Развитие отрасли должно быть увязано с территориальным планированием..."

    А по мнению Роберта Нигматулина, академика РАН, "кто-то предлагал бороться с инфляцией через неповышение зарплат (известные теория и практика пресловутой шоковой терапии, применяемой и МВФ в большинстве развивающихся и бывших соц стран. - Прим. ред.). Но зарплаты должны быть сбалансированы с расходами граждан. Фонд оплаты труда по мировым стандартам - 65-70 процентов от ВВП. В нашей же стране - 30-35 процентов: имею в виду людей реального труда, а не менеджеров и т.п. Через рост зарплаты инвестируется экономический рост. Стране необходима сбалансированная экономика, где цены, например, на хлеб и бензин будут четко взаимоувязаны. Если внутренняя цена не подстроена под курс доллара, тогда появятся инвестиции и в сельское хозяйство. Нельзя забывать, что 91 процент экспорта у нас - нефть, газ, древесина, простейшие металлоизделия и химические вещества. В сущности мы даем всему миру одно сырье, потому и потребительская корзина формируется в основном за счет импорта.

    В перспективе же перераспределение доходов будет только расти, государство будет продолжать получать через налоги сверхприбыли от продажи нефти, продолжая, похоже, не понимать, что и как делать с этими деньгами, "боясь" инвестирования их через зарплаты в собственную экономику. На мой взгляд, выход - в установлении совершенно иного типа экономики. Между тем меж отраслевого баланса в нашей стране никто не просчитывал давно".

    Поделиться