Вчера была поставлена точка в многолетней борьбе против сбросов грязных вод целлюлозно-бумажного комбината в Байкал.
Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев принял в эксплуатацию систему замкнутого водооборота на БЦБК. Министр подчеркнул, что запуск этой технологии - лишь первый этап решения экологических проблем. На очереди - снижение воздушных выбросов и ликвидация накопленных вредных отложений на дне Байкала.
Напомним, 15 августа заработали канализационно-очистные сооружения Байкальска, а 5 сентября на БЦБК запущена бессточная технология варки целлюлозы в пробном режиме. На предприятии были разделены промышленные и хозяйственно-бытовые воды. Первые после очистки возвращаются в производственный цикл, а вторые отправляются на городские очистные сооружения. Вчера должно было состояться официальное открытие новой технологии, однако торжества пришлось отложить - юридически система еще не принята, акт ввода в эксплуатацию до сих пор не подписан. По словам генерального директора комбината Андрея Дрибного, он находится на утверждении в Ростехнадзоре, подписание ожидается в ближайшее время.
Тем не менее Юрий Трутнев назвал прекращение сбросов в Байкал событием, имеющим резонанс не только в России, но и в мире.
- О переходе на замкнутый цикл производства говорилось последние восемь лет, и наконец это сделано. Снята глобальная угроза Байкалу. Однако проблем с экологией у комбината еще вполне достаточно, - заметил министр. - Остается нерешенным вопрос накопленного ущерба - за годы работы комбината под ним образовалась линза загрязненных грунтовых вод. Необходимо принимать меры и против выбросов в атмосферу. Да и запущенную систему еще предстоит отладить - есть факты, что на городские очистные сооружения каким-то образом попадают промышленные стоки с БЦБК.
Андрей Дрибный пообещал, что система газоочистки будет установлена в ближайшие шесть месяцев. Правда, он оговорился, что избавиться от попадания в воздух метилмеркаптана полностью не удастся, таких технологий нигде в мире пока нет.
Министр природных ресурсов и экологии подчеркнул, что ущерб, который наносит предприятие Байкалу, благодаря переходу на замкнутый водооборот стал существенно меньше. Означает ли это, что федеральные власти отказались от идеи поэтапного прекращения производства целлюлозы на Байкале, Юрий Трутнев не уточнил.
- Руководство предприятия заявляет, что введение бессточной технологии ухудшило экономику предприятия, - пояснил министр. - Понятно, что истощительное использование воды Байкала давало конкурентное преимущество БЦБК, а теперь комбинат его лишился. Очевидно, собственникам предстоит продумать стратегию дальнейшего развития предприятия.
Стратегия в принципе уже имеется - еще летом Андрей Дрибный сообщил журналистам, что комбинат намерен увеличивать объемы производства и ассортимент небеленой целлюлозы. Экологические организации с этим категорически не согласны и настаивают на безоговорочном и скорейшем закрытии комбината.
"Зеленых" поддерживают ученые с той лишь оговоркой, что предприятие нельзя закрывать в одночасье - необходима программа постепенного сворачивания производства в течение нескольких лет.
Кстати, в Арбитражном суде Иркутской области все еще рассматриваются два иска от Росприроднадзора о взыскании с БЦБК 4 миллиардов рублей и о приостановке деятельности комбината. Но Юрий Трутнев заявил, что эти иски не самоцель. Они должны были заставить комбинат предпринять необходимые меры. Теперь министерство намерено проанализировать иски и принять по ним решение - отзывать или оставить в силе.