Новости

30.09.2008 03:00
Рубрика: Экономика

Морские ворота расширяются

Утверждены главные направления развития и специализация российских портов

Транзит российских внешнеторговых грузов через другие страны постоянно снижается. Такая тенденция - одно из основных направлений транспортной политики Российского государства. В настоящее время с участием российских портов осуществляется свыше 65 процентов внешнеторгового грузооборота России. Для дальнейшего уменьшения зависимости РФ от транзита недавно утверждены новые направления развития российских портовых систем.

Основная статистика этой отрасли, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, такова. Грузооборот морских портов страны в 2007 году составил 541 миллион тонн, что более чем на 7 процентов выше уровня 2006 года и на 12 проц. выше максимального объема перевалки грузов всеми портами Советского Союза в 1990 году. В 1992 году порты сопредельных государств перерабатывали 54 проц. российских грузов, а российские порты - только 46 проц. С 2000 года к настоящему времени доля портов сопредельных стран в общем объеме перевалки российских грузов сократилась до 22 процентов, к 2015 году планируется довести эту цифру до 10 процентов.

Постановлением правительства РФ N 377 от 20 мая 2008 г. утверждены изменения, вносимые в программу с целью продления ее действия до 2015 года и изменения названия на "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Реализация этой подпрограммы позволит до 2012 года увеличить мощность российских портов на 305 миллионов тонн.

Новая программа включает подпрограмму "Морской транспорт" с общим объемом финансирования 631 миллиард рублей, в том числе 182 миллиарда рублей - средства федерального бюджета (то есть на 1 федеральный рубль привлекается 2,5 рубля инвестиций; прежде этот показатель составлял 1 к 7). Прирост мощностей российских портов составит 454 миллиона тонн, а объем перевалки грузов в российских портах в 2015 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,5 раза.

Главные мероприятия упомянутых документов таковы:

- развитие порта Усть-Луга с достижением в 2015 году с грузооборота 170 миллионов тонн в год;

- строительство глубоководного порта в Калининградской области и контейнерного "хаба" в Балтийске;

- увеличение глубоководности порта Мурманск;

- строительство терминала по перевалке сжиженного газа мощностью первой очереди 14 миллионов тонн/год в Мурманской области;

- строительство нового порта на Черном море;

- строительство новых терминалов в Ванино (Хабаровский край) и на Сахалине;

- комплексное развитие инфраструктуры портов на стыке Азовского и Черного морей;

- развитие нефтеналивного терминала в порту Восточный (Хабаровский край) до грузооборота в 50 миллионов тонн/год;

- реконструкция объектов федеральной собственности в портах регионального и межрегионального значения.

По оценкам, к концу 2015 года портовые мощности не только полностью обеспечат потребности экономики страны во внешнеторговых перевозках, но и будет создан 15-20-процентный резерв, необходимый для роста транзитных перевозок.

Большинство зарубежных аналитиков считают, что в кратко- и среднесрочной перспективе нет должной замены российским нефтяным терминалам и паромным комплексам в Черноморско-Азовском бассейне. Подтверждает упомянутую тенденцию и то, что Азербайджан недавно принял решение увеличить прокачку неф ти через нефтепровод Баку - Новороссийск. Как сообщил Ильхам Шабанов, директор азербайджанского Центра нефтяных исследований, "до российско-грузинского столкновения через тот трубопровод транспортировалось 83 тысячи тонн нефти в месяц (20 тысяч баррелей в сутки), а с 6 августа там вдвое увеличены квоты для азербайджанской нефти - до 166 тысяч тонн в месяц". Казахстан тоже начал переориентацию своего "грузинского" транзита на Россию и Турцию с Ираном.

Экономика Транспорт Водный транспорт