Среди крупных городов ЮФО Краснодар лидирует по уровню бюджетной обеспеченности. Другими словами, муниципальные власти могут тратить на развитие города больше средств, чем их коллеги в других регионах.
Плановые расходы Краснодара в текущем году выросли очень значительно - на 61 процент. Это самый большой прирост среди всех 35 городов России с населением свыше 500 тысяч человек. В итоге столица Кубани заняла четвертое место в общероссийском рейтинге бюджетообеспеченности (величина расходов в расчете на душу населения).
Остальные города ЮФО в первую десятку не попали. Астрахань смогла занять в списке лишь 11-е место, Ростов - 15-е, Волгоград - 19-е.
Казна Краснодара увеличилась благодаря безвозмездным поступлениям из краевого бюджета, а также росту сборов по НДФЛ и налогу на прибыль. Налоговые доходы выросли за счет активной работы по выводу зарплат и прибыли из тени. Дополнительные деньги будут направлены на капитальный ремонт многоквартирных домов, реконструкцию и содержание дорог. Кроме того, в городе начала действовать целевая программа "Краснодару - столичный облик" - только на нее в текущем году будет направлено 1,9 миллиарда рублей.
Бюджет Ростова-на-Дону также рос в течение года. Причем со значительным дефицитом. Общий объем доходов утвержден в размере 17,6 миллиарда рублей, а расходов - 18,9 миллиарда.
- В расходной части бюджета Ростова предусмотрены субсидии из фонда софинансирования областного бюджета в размере 3,7 миллиарда рублей, - рассказал "РГ" председатель комитета по бюджету городской думы Виталий Лазарев. - В том числе это средства, предназначенные для строительства и капремонта школ, объектов водопроводно-канализационного хозяйства, субсидии управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам на проведение капремонта многоквартирных домов и разработку проектно-сметной документации, обеспечение автодорогами новых микрорайонов города.
Доходы города увеличиваются в основном благодаря росту налоговой базы. Еще 70 миллионов принесет земельный налог.
- Доходные источники от использования муниципального имущества (земли и недвижимого фонда) имеют выраженную тенденцию к сокращению, поскольку мы можем сохранить за собой такого имущества не более, чем требуется для исполнения муниципальных полномочий, - добавляет начальник управления экономического развития мэрии Ростова Александр Толкачев. - На передний план выходят налоговые доходные источники. Если в 2007 году доля налогов в собственных доходах составляла 58 процентов, то в 2008 году уже 71 процент. С 2008 года к налоговым доходным источникам города также отнесены отчисления от налога на имущество организаций и транспортный налог. А вообще богат тот, кто не позволяет себе быть расточительным. Всего один пример: реформирование системы муниципального заказа привело к экономии в прошлом году 934 миллионов рублей бюджетных средств.
В Волгограде дополнительные доходы были получены за счет налогов, а также субсидий из федерального бюджета, предназначенных для строительства и ремонта дорог.
- Часть средств будет направлена на 25-процентную надбавку к зарплате бюджетников, - говорит руководитель департамента финансов администрации Волгограда Михаил Татаринцев. - В городе идет активное строительство жилья для малообеспеченных - пока на эти цели выделено 60 миллионов рублей, но в будущем сумма вырастет до 200 миллионов рублей. Конечно, субсидий не хватает: нам бы хотелось, например, получить большее финансирование такого вида транспорта, как единственный в России скоростной подземный трамвай. На поддержание этого важного для города проекта нужны значительные вложения.
Астрахань, которая в нынешнем году отмечает 450-летие, получила на капитальное строительство, связанное с подготовкой города к торжествам, 4,6 миллиарда рублей взамен скромно запланированных 167 миллионов. Большая часть денег пойдет на ремонт дорог, зданий, обновление фондов ЖКХ, реконструкцию городских улиц и бульваров и берегоукрепление.
По прогнозам, в 2008 году дефицитными должны стать бюджеты всех городов, включенных в рейтинг, за исключением одного. Небольшой - 140 миллионов рублей - профицит запланировали только краснодарцы. Однако их ожидания могут не оправдаться. Дело в том, что в середине года городская дума приняла закон, уменьшающий земельный налог, а бюджет составлен исходя из ранее действовавших ставок. По Налоговому кодексу законопроекты, улучшающие положение налогоплательщика, могут действовать задним числом, так что поступления по этому налогу будут меньше, чем планировали кубанцы.
Согласно российскому законодательству дефицит бюджета допустим, если он не превышает 10 процентов от общего объема доходов за минусом безвозмездной финансовой помощи из субъекта федерации и дополнительных налоговых отчислений. Тем более что планово дефицитные бюджеты в реальности нередко исполняются с профицитом. Так, в 2007 году в Волгограде в бюджет закладывали 736 миллионов рублей дефицита, а получили профицит 376,1 миллиона рублей. В Астрахани - минус 204,7 миллиона рублей и плюс 110 миллиона рублей соответственно. Такой преувеличенный пессимизм говорит о плохо отработанной системе бюджетирования и о том, что средства, выделяемые минфином, не успевают осваиваться. В итоге запланированное финансирование строек и ремонтов плавно перетекает на следующий год. Деньги из федеральной казны приходят в областной, а затем в городской бюджеты, неравномерно: в середине года государственными властями может быть принято решение о дополнительном финансировании, поэтому муниципалитетам постоянно приходится корректировать планы.
Впрочем, даже профицитный бюджет не свидетельствует о том, что потребности города в финансах полностью удовлетворены.
- Нет такого понятия - нормальная бюджетообеспеченность, - говорит Михаил Татаринцев. - Сколько бы ни было денег - всегда найдется им применение. Сравните состояние дорог в Москве и в Волгограде, и вы поймете, куда их можно направить.