Новости

30.09.2008 04:47
Рубрика: Экономика

Эх прокачу

Киносети намерены усилить свое присутствие в ЮФО

В ближайшие пару лет в Южном федеральном округе планируется построить два десятка новых кинотеатров. Только в столице ЮФО их может появиться не менее семи. Крупнейшие киносети убеждены, что пустыми их залы не останутся.

Сразу несколько московских и федеральных киносетей заявили о своем намерении осваивать регионы и укреплять там свои позиции. Среди городов, где должны появиться современные мультиплексы, - в первую очередь, конечно же, "миллионники": Ростов и Волгоград, а также динамично развивающийся Краснодар. Обсуждаются возможности открытия кинозалов в Новороссийске, Черкесске и Астрахани.

Стремление кинотеатральных сетей расширяться за счет регионов понятно. Столичные рынки насыщены, в то время как уровень доходов населения в регионах растет.

Кассовые сборы увеличиваются в основном за счет цен на билеты. В 2007 году средняя стоимость посещения киносеанса выросла на 13 процентов и достигла 135 рублей. Однако этот ресурс небезграничен. Максимум, до которого может вырасти средняя цена кинобилета, - 150 рублей. И дело не только в том, что поход всей семьей в кино в этом случае уже будет достигать 450 рублей, но и в том, что 150 рублей - средняя цена DVD-диска. Уровень пиратства в нашей стране слишком высок, и новинки кинопроката в считанные дни становятся доступны на электронных носителях. Для огромного количества южан покупка фильма на диске в условиях подорожания билетов может оказаться предпочтительнее.

Но не стоит забывать, что захватывать региональный рынок намерены кинопрокатные сети, делающие ставку на мультиплексы. Им намного проще получить прибыль, чем разрозненным и тем более однозальным кинотеатрам.

- Мультиплекс предлагает различные фильмы и "сеанс каждые 15 минут", - поясняет заместитель директора ростовского кинотеатра по вопросам кинопроката и маркетинга Карина Юханова. - При таком режиме не может быть 100-процентной загрузки залов. Фильмы демонстрируются разные, да и утренние сеансы по определению редко бывают аншлаговыми. Плюс мультиплекса еще и в том, что уже в процессе проката его руководство может корректировать расписание. Например, переводить фильм, который собирает мало зрителей, из большого зала в малый, минимизируя свои потери. У сетевых мультиплексов более выгодные условия работы с дистрибьюторами, которым важно количество сеансов - чем больше, тем лучше. Сети - "оптовики". Это облегчает им жизнь при общении с дистрибьюторами.

Кинотеатры берут фильмы в аренду под определенный процент выручки. Однозальникам и разрозненным залам заранее тяжело в этом смысле на переговорах. А сети обычно получают по контракту фиксированный и в целом по стране одинаковый процент. К тому же им проще договориться о запуске картины на экран "на день раньше официальной премьеры". Данный рекламный ход имеет хороший эффект, потому что играет на природном любопытстве человека. Уверенности в своей правоте оптимистичным аналитикам придает и бурное развитие ритейла. Кинотеатр является одним из самых интересных якорей, способных привлечь потенциальных покупателей в торговый центр. Посетитель, приходящий в мегамаркет развлечься, часто становится и покупателем. Кроме того, вокруг кинотеатра успешно организуются прочие виды развлечений: кафе, игровые автоматы. Арендная ставка для кинотеатра обычно значительно ниже, чем для торговых операторов. Однако если учитывать, что мультиплексы обычно занимают верхние этажи центров и заставляют посетителей подниматься наверх, в итоге выигрывают все.

Что же касается окупаемости проектов, то еще в начале 2000-х годов новый кинотеатр "отбивался" примерно за 1,5-2 года и далее начинал работать в плюс. Сегодня при строительстве новых кинотеатров имеется в виду примерно 7-8-летний срок.

Прямая речь

Лариса Дубинина, заместитель министра культуры Ростовской области:

- На Дону действует 17 муниципальных кинотеатров и 238 киноустановок, расположенных в клубных учреждениях. Вопрос об открытии новых кинотеатров находится в ведении местных органов самоуправления.

В 2007-2008 годах в соответствии с областной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Ростовской области" 119 муниципальных учреждений культуры региона были оснащены современным оборудованием "электронный кинотеатр". Это дает возможность жителям отдаленных сельских и городских поселений пользоваться публичными информационно-познавательными услугами - смотреть кинофильмы, проводить телеконференции и участвовать в телеобучении.

Экономика Бизнес ЮФО