Помятые в дорожно-транспортных происшествиях "Газели" серьезно портят статистику областной ГИБДД, которая говорит об общем снижении аварий с участием и по вине общественного транспорта.
С начала года в области по вине водителей общественного транспорта произошло 56 дорожно-транспортных происшествий (в 2007 году - 59), один человек погиб (в 2007-м - 4), 84 южноуральца ранены (94). Разницу между соответствующими цифрами сотрудники ГИБДД ставят себе в заслугу.
- Мы следим за дорожным движением, за соблюдением правил дорожного движения, - говорит старший инспектор по особым поручениям ГИБДД области Андрей Кузнецов. - Проверяем юридические лица, контролируем выпуск транспорта на линию. Информация о грубых нарушениях направляется в прокуратуру и лицензирующий орган - управление Государственного дорожного надзора.
Автобусы большой вместимости становятся все более безопасными. И помогают в этом не только милицейские проверки, но и действующая в области программа по обновлению транспортного парка: за последние годы на средства бюджета закуплено несколько сотен новых автобусов. Но как только речь заходит о маршрутных такси, мажорные нотки в милицейской отчетности тут же исчезают.
Большинство водителей маршрутных такси постоянно игнорируют правила дорожного движения. С начала года по вине водителей автобусов малой вместимости произошло 37 ДТП против 29 - в прошлом. Причем в 17 случаях микроавтобусы наезжали на пешеходов. Всего в Челябинской области около двух тысяч маршрутных такси, и их водителям с начала года выписано более трех тысяч штрафных протоколов за нарушение правил дорожного движения. Получается, что оштрафован каждый водитель, и не по разу.
Чаще всего водители "Газелей" и других автобусов малой вместимости превышают скорость, разрешают пассажирам ехать стоя. Также часто инспекторы ГИБДД выписывают штрафы за игнорирование разметки, парковку и остановку в неположенных местах, особенно при посадке и высадке пассажиров. Но административные наказания водителей ничуть не дисциплинируют. Ведь штраф, к примеру, за перевозку стоящих пассажиров - всего 100 рублей.
Не особенно заботятся о состоянии автопарка и владельцы фирм-автоперевозчиков. В Госавтодорнадзоре области объяснили почему. Почти все машины взяты в аренду у собственников, которые одновременно работают водителями маршруток. В среднем в каждом предприятии не менее 10 микроавтобусов. Водитель каждого из них платит фирме более тысячи рублей в день за выход на маршрут. В итоге выручка предприятия - от 10 тысяч рублей в день и выше. Поэтому штраф в несколько тысяч рублей не воспринимается как серьезный убыток. А стимулов для покупки новых автобусов большей вместимости нет.
- Еще одна причина частых ДТП с участием маршрутных такси в том, что хорошие профессиональные водители с большим стажем уходят работать на дорогие импортные автобусы, "ПАЗы", - говорит Андрей Кузнецов. - Сейчас только обозначилась тенденция отказа от "Газелей" - ненадежных и невыгодных микроавтобусов, которые через два года эксплуатации можно списывать.
С начала года досрочно аннулированы лицензии на пассажирские перевозки только у трех автопредприятий. Причем все - по инициативе самих перевозчиков, они просто прекратили свою деятельность.
Между тем высокую аварийность маршрутных такси сами перевозчики связывают не только со своими недоработками, но и с бездействием ГИБДД и городских властей. На условиях анонимности один из владельцев фирмы-автоперевозчика сообщил, что уже больше года безуспешно ведет переписку с чиновниками о том, чтобы увеличить длину остановок "Алое поле" и "Детский мир". Если на них остановится пара троллейбусов, то для водителей маршруток не находится места, и они высаживают пассажиров на второй полосе. На площади Революции, у магазина "Ритм", остановка занята такси, которые инспекторы ГИБДД почему-то не замечают. В результате маршруткам негде останавливаться, и микроавтобусы провоцируют аварийные ситуации.
Руководитель предприятия-автоперевозчика соглашается, что водители нарушают правила, часто намеренно, пытаясь совершить как можно больше рейсов за рабочий день. Но одними только запретами ситуацию не исправить.
Кстати
Любопытный эксперимент решили провести власти Магнитогорска. Чиновники посчитали, что выстраивать отношения проще не с десятками мелких перевозчиков, а с несколькими крупными. Сейчас во втором по численности городе области стремятся к тому, чтобы за каждый маршрут отвечало одно автопредприятие.