Клаус Роланд, директор Всемирного банка по России:
Проблемы банковского сектора состоят в том, что, во-первых, большая часть розничных депозитов населения приходится на Сбербанк, в результате чего ряд крупных и средних банков вынуждены в большей степени обращаться за финансированием на международные рынки. Депозиты населения составляют в среднем 30 процентов от обязательств банков, однако они сосредоточены в банках, принадлежащих государству (Сбербанк, ВТБ, Газпром банк, Банк Москвы и Российский сельскохозяйственный банк), на долю которых приходится свыше 40 процентов всех активов банковского сектора. Во-вторых, концентрация корпоративных депозитов остается проблемой для мелких банков, поскольку изъятие средств несколькими крупными вкладчиками может создать проблемы с ликвидностью. У некоторых более мелких банков двадцать крупнейших вкладчиков могут составлять свыше половины розничной депозитной базы.
В-третьих, банки, зависящие от внешнего финансирования, сталкиваются с серьезным риском, связанным с сокращением кредитов и ужесточением условий кредитования на мировых рынках. За последние несколько лет банки, работающие в России, имели возможность пользоваться обильной ликвидностью на мировых рынках, и в результате их зарубежные заимствования составили существенную сумму. Для некоторых банков в результате этой зависимости могут возникать риски рефинансирования. И, наконец, рыночные риски банков растут по мере углубления рынков капитала и усложнения деятельности банков. Ценные бумаги составляли около 20 процентов активов банков в конце 2007 года, причем основную роль в этих портфелях играют корпоративные облигации (хотя у некоторых банков имеются также существенные доли акций). Эти ценные бумаги в портфелях банков создают для них риски потенциальных потерь в случае неблагоприятных колебаний цен на акции или облигации.
Вместе с тем правительством были проведены структурные реформы, которые вкупе с макроэкономической стабилизацией дали положительные результаты и возможность создания подушки безопасности от кризиса. Значительная часть нефтяных сверхдоходов не была потрачена, а сохранена в Стабилизационном фонде, государственный бюджет сводился с большим профицитом, который шел на выплату внешнего долга и снижение внешней уязвимости.
В России были успешно осуществлены бюджетные и налоговые реформы, в том числе было введено трехлетнее бюджетное планирование и начато долгосрочное, финансовое планирование по примеру Новой Зеландии и Великобритании. Кроме того, было сокращено число налогов и общее налоговое бремя (включая введение единой ставки подоходного налога на уровне 13 процентов и снижение основной ставки НДС до 18 процентов). Правительству удалось значительно улучшить собираемость налогов, улучшить таможенное администрирование, исключить неденежные расчеты в бюджетной системе, усовершенствовать систему бюджетного управления и контроля, в том числе посредством внедрения единого казначейского счета.
В рамках реформирования бюджетной системы была также проведена реформа межбюджетных отношений, в ходе которой была внедрена современная формула расчета трансфертов на межбюджетное выравнивание.