30.09.2008 05:00
    Поделиться

    Суд начинает новый процесс по делу Анатолия Чубайса

    Каким бы ни был итог второго процесса, он мало кого удовлетворит. Слишком яркой фигурой оказалась жертва покушения, его любят и ненавидят одинаково яростно. Также полярно расценивают в обществе и обвиняемого. Для одних он - народный мститель, для других - антигерой. Такие споры вокруг процесса - не по существу дела, а вокруг персонажей - идут еще и потому, что суд был закрытым, а его участники дали подписку о неразглашении.

    Верховный суд отменил оправдательный приговор присяжных, вчера начался новый процесс. И пока его снова не закрыли, появилась возможность выяснить, каковы аргументы обвинения и защиты.

    Подозреваемый в "Потоке"

    Адвокат Андрей Шугаев, представлявший на первом процессе интересы Чубайса, рассказал корреспонденту "РГ", почему лично он уверен в виновности Квачкова.

    - Сразу хочу сказать, что прямых доказательств вины Квачкова нет, - заметил Шугаев. - Однако множество косвенных улик и свидетельских показаний являются настолько яркими, что их вполне можно считать прямыми. Почему именно Квачков попал под подозрение?

    Когда недалеко от пересечения Минского шоссе с дорогой, идущей от поселка Жаворонки, произошел взрыв и началась перестрелка, сразу поступило много звонков в милицию. Одним из первых подъехал майор ГАИ Иванов, пост которого находился неподалеку. Когда он сворачивал в ту сторону, где произошло ЧП, боковым зрением увидел, как стоящий на обочине Минского шоссе зеленый "Сааб" тронулся с места, и в него на ходу заскочили два человека в темной одежде. Иванов запомнил фрагмент номера, и через видеосистему "Поток" очень быстро удалось определить, что "Сааб" зарегистрирован на Надежду Квачкову, но по доверенности на этой машине ездит ее муж Владимир. По месту их прописки выехала оперативная группа.

    Далее выяснились более интересные вещи. Система "Поток" не зафиксировала выезд "Сааба" из Москвы утром 17 марта. Значит, он ночевал на даче, где и готовил покушение. Уже затем подъехал не из Москвы, а со стороны области к месту преступления для его окончательной организации и эвакуации боевиков. Это и сделало Квачкова главным подозреваемым.

    Как известно, в его московском гараже и на даче был найден целый арсенал боеприпасов, оружия и устройств для подготовки взрывов.

    Теперь о самом покушении и о том, почему охрана Чубайса не задержала преступников.

    За машиной главы РАО ЕЭС ехала машина не охраны, а сопровождения. У тех, кто находился в ней, даже не было огнестрельного оружия. После того как прогремел взрыв огромной силы (по оценкам экспертов, его мощность могла достигать 11 килограммов в тротиловом эквиваленте), водитель Чубайса нажал на газ и сумел уйти с места покушения. А машина сопровождения оказалась под плотным автоматным огнем и осталась на месте. О силе взрыва ходят всякие спекулятивные разговоры. В материалах дела описана воронка диаметром шесть метров и глубиной полметра - это, думаю, о чем-то говорит.

    Это основные доказательства, но можно привести и множество других, которые свидетельствуют о причастности к покушению Квачкова, Найденова, Яшина и Ивана Миронова, а также находящегося в бегах сына Квачкова Александра. А оправдательный приговор подтвердил то, что для суда присяжных подобрать людей, относящихся к Чубайсу непредвзято, практически нельзя.

    Поэтому лично я буду настаивать на том, чтобы новые слушания проходили только в открытом режиме. Пусть общество само рассудит, кто прав, а кто виноват.

    Проданная улика

    - Если бы я чувствовал себя виноватым, наверное, не стал бы сразу говорить, что был на месте преступления, - сказал корреспонденту "РГ" Владимир Квачков. - Поэтому-то я честно заявил, что мы с сыном ездили на дачу, и по дороге он попросил меня остановиться около злосчастного перекрестка. Могу уточнить. Александр занимался мелкой коммерцией, и там состоялась его встреча с партнерами.

    С системой "Поток", которая "не увидела" моего выезда из Москвы, но зафиксировала недалеко от места покушения на Чубайса, вообще произошла детективная история. Файл с записями видеокамер, установленных на Минском шоссе, от 17 марта 2005 года был следствием изъят и 18 марта опечатан. Однако при просмотре его в суде обнаружилось, что кто-то дважды, 23 и 25 марта, при помощи компьютера входил в этот файл и вносил в него изменения. Кто и зачем это сделал? Вполне возможно, изменение файла потребовалось, чтобы уничтожить не нужную обвинению информацию и скорректировать нужную.

    Насчет арсенала в гараже. Откуда он взялся - я не знаю. И найденные боеприпасы отнюдь не идентичны тем, что использовались при нападении на кортеж Чубайса. Относительная идентичность может быть установлена лишь по номеру завода и году выпуска, пробиваемым на гильзах. Так вот, патроны из гаража и гильзы, найденные на месте происшествия, имеют совершенно разную маркировку.

    Как велись обыски на даче и что там при этом находилось - яркий пример фальсификации доказательств. В протоколе первого обыска 18 марта записано: предметов и документов, имеющих значение для дела, не обнаружено. В протоколе второго обыска, который 19 марта 2005 года шел десять часов, сказано: в гараже находятся стройматериалы и пустые (!) деревянные ящики. И лишь в ходе третьего обыска 23 марта нашли то, что долго искали.

    При этом один следователь записал, что найдены "два запала и электродетонатор" (том 4, лист дела 107), другой увидел "два запала и одну гранату" (т. 4, л.д. 47), а третий - "гранату с чекой и взрывателем" (т. 4, л.д. 118). Похоже, кто что принес, то и описал.

    Почему охрана Чубайса (что следует из договора между РАО ЕЭС и ЧОП "Вымпел-ТН", а никакое не сопровождение) именно в день покушения оказалась без оружия - очень интересный вопрос, оставшийся без ответа. Как и то, почему старший машины, у которого все-таки был пистолет, получил команду от своего начальника: "Огня не открывать!".

    А куда и почему исчезли BMW Чубайса и машина его охраны? По неизвестной причине их не приобщили к делу в качестве важнейших вещдоков, а постарались поскорее отремонтировать и продать. Какие следы прятались?

    Думаю, BMW главы РАО ЕЭС хранил главную тайну - какова же была реальная мощность взрывного устройства. Ведь на основании этого можно делать вывод: имело место покушение или была всего лишь его инсценировка.

    Нас специально удалили из зала судебных заседаний во время допроса экспертов-взрывотехников, чтобы своими профессионально поставленными вопросами мы не раскрыли перед присяжными сущность фальсификации. Совершенно точно установлено, что подрыв взрывного устройства произошел между бронированным BMW и ВАЗ-2109, расстояние между которыми было около пяти метров. Расчет, произведенный по известным каждому эксперту формулам, дает тротиловый эквивалент 260-410 граммов. Но никак не 11 килограммов тротила! При первом осмотре места взрыва эксперты сразу оценили мощность взрывного устройства в пределах 500 граммов. Это потом уже она начала расти словно снежный ком. Кстати, воронка от взрыва - это всего лишь выброс снега, а промерзший грунт даже не был потревожен.

    Нет никаких доказательств того, что я и мои товарищи участвовали в покушении. Я надеюсь, что процесс будет открытым, грубейшие фальсификации следствия станут видны всем.

    Следующее заседание назначено на 13 октября.

    Поделиться