"Царь Давид", "король скрипачей", "гений скрипки" - эпитеты, которыми современники наградили Давида Ойстраха еще при жизни. Сегодня кумиру советской эпохи исполнилось бы 100 лет.
Всего восемьдесят лет назад молодой скрипач из Одессы с библейским именем Давид появился в стенах Московской консерватории, но с тех пор случилась и канула целая эпоха в исполнительском искусстве - та, что имеет конкретное название "Давид Ойстрах". Его легенда невоспроизводима - он эталон, на который равнялись и тогда, когда он играл, и сейчас, спустя три с лишним десятилетия после его смерти. "Давид Ойстрах" означает олимпийское качество: чистоту и ясность формы, феноменальной красоты звук и исполнительскую волю, создавшую незабываемые, приподнятые над музыкальным текстом трактовки произведений. Композиторы доверяли Ойстраху новые партитуры, писали специально "под его руку" и получали резонанс, о котором можно было только мечтать: концерты и сонаты для скрипки Шостаковича, Прокофьева, Глазунова, Мясковского, Хачатуряна звучали в исполнении Ойстраха по всему миру. Для советской же аудитории музыкант подготовил грандиозный проект "Развитие скрипичного концерта", исполнив впервые в Союзе концерты Элгара, Сибелиуса, Стравинского, Шимановского, Хиндемита, Уолтона, Бартока.
Однако звезда музыканта заблистала не сразу: он не вундеркиндом ворвался на музыкальный олимп, а медленно и упорно завоевывал ступени успеха, пройдя и школу Петра Столярского - одесского "фабриканта звезд", и альтовый пульт в одесском оркестре, и долгие годы выступлений в гала между балетными па и ариями примадонн. Зато успех его настиг раз и навсегда: он покорил в 37-м году в Брюсселе на конкурсе Эжена Изаи королеву Бельгии Елизавету и членов жюри, устроивших ему стоячую овацию после исполнения Концерта Чайковского, мгновенно оказавшись на пике международного успеха и в поле пристрастного сталинского ока. Ему повезло: его не репрессировали, не убили, не запрещали выступать. Только инфаркты свидетельствовали о стрессах, которые он переживал, держа годами у входных дверей квартиры чемодан с "тюремными" вещами. Он платил, как и все его современники, внутренним ужасом за право быть творцом, выступать свободно по всему миру, стать классиком и мифом советской исполнительской школы.
Даже скрипка в его руках перестала быть "Страдивари", а стала отдельным феноменом - "скрипкой Ойстраха". В концертном зале он представал не романтизированным кумиром, как когда-то Паганини, а именно источником гармонии, ясности, чистоты стиля. Все, кто слышал его вживую, не забудут проникновенности, нежности, сосредоточенности этой игры, волновавшей душу и заставляющей внимать исполнению Ойстраха как духовному посланию. Именно поэтому слушатели не разбегались во время его концерта под вой сирены в блокадном Ленинграде, очарованно замирали, сидя у радийных динамиков во время трансляций его выступлений, устраивали ему часовые овации в зале.
Он стал живой легендой, эталоном, "царем Давидом". Один австрийский музыковед написал под впечатлением его игры: "Многие задают себе вопрос: в чем же неповторимость этого величайшего из живущих сейчас скрипачей? Мне кажется, ответ на этот вопрос можно получить, перефразировав известный стих Гёте: "Здесь само собой разумеющееся становится событием".
100-летие со дня рождения выдающегося музыканта отмечается в Москве музыкальным фестивалем его памяти. В концертном цикле в Большом зале консерватории выступят ученики Давида Ойстраха: Гидон Кремер, Лиана Исакадзе, Александр Винницкий, Сергей Гиршенко, Виктор Пикайзен, пройдет Международный конкурс скрипачей, открыта выставка "Век Давида Ойстраха". Владимир Спиваков даст сегодня сольный концерт, посвященный юбилейной дате, в Светлановском зале Дома музыки.