На минувшей неделе главным телевизионным событием стала церемония "ТЭФИ", которую, впрочем, никто не заметил по той простой причине, что ее не показал ни один канал. А того, чего нет в телевизоре, как мы не раз убеждались, нет и в природе.
Бесцеремонность
Президент Академии Владимир Познер накануне объяснил читателям "РГ": каналы пренебрегли церемонией из-за незначительного интереса к ней со стороны массовой аудитории.
Среди отказавшихся фигурировал и телеканал СТС, который до этого был совершенно безотказен в том, что касается любых наградных шоу. В том числе и заграничных. Только что канал показал церемонию "Эмми" - американская телеакадемия. И время для нее нашлось, несмотря на рекордно низкий рейтинг этого шоу у себя на родине. И мы узнали, что семисерийный байопик "Джон Адамс" заполучил тринадцать статуэток. А то, что наша родная "Ликвидация" была представлена в семи номинациях на "ТЭФИ" и в пяти из них победила, об этом телезрители могли узнать главным образом из газет и Интернета.
Ситуация странная. И иной не может она казаться, когда телевидение не транслирует финал национального чемпионата страны по телевидению.
Сама церемония, судя по описанию тех, кто на ней присутствовал, напомнила день рождения ослика Иа-Иа, к которому пришли в гости с подарками Пух, Пятачок и Сова. Первый с пустым горшком из-под меда, второй со сдувшимся шариком, а третья с хвостом самого Ослика. Насколько я понял, столь же грустный получился праздник у телевизионных именинников.
"ТЭФИ" является един-ственной в стране общенациональной наградой тружеников ТВ, а для их собственного праздника уголка не нашлось в необозримом пространстве телеэфира.
На самом деле это не казус, а симптом.
Но лечить пора не столько "ТЭФИ", сколько само телевидение.
Паны дерутся...
Может ли быть представительной Академия, если из нее вышли сначала НТВ и ТНТ, а в этом году от участия в борьбе за бронзовые статуэтки отказался медиахолдинг "ВГТРК" с телеканалами "Россия", "Спорт" и главное - "Культура", работы которой все еще спасают гражданскую честь и эстетическое достоинство отечественного ТВ, сильно сдавшего по этой части в последние годы?
Мы помним, что все творческие союзы прошли через взаимную неприязнь своих членов. Но там яблоками раздоров и расколов служили имущество и в какой-то степени идеология. А здесь-то что? Какие могут быть идеологические разногласия на наших первых четыре кнопках? Неужели только номенклатурные амбиции телевизионных начальников?
Смею предположить, что еще и общая деградация того телетворчества, которое занимается производством смыслов. Того телевидения, которое работает в режиме диалога с обществом.
Косвенный, но вполне достоверный знак - конкуренция на поприще смыслового ТВ упала до нуля.
Безрыбье
Сериал "Ликвидация", победивший в пяти номинациях, победил заслуженно, но что это был за конкурс, если рядом практически "никого не стояло". Претензии "Диверсанта. Конец войны" (боевого экшена) и "Преступления и наказания" (вялой экранизации) на сколько-нибудь серьезную конкуренцию были несерьезными. Между прочим, совсем недавно в столь престижной весовой категории, как "художественный сериал", соперничали "В круге первом", "Доктор Живаго", "Мастер и Маргарита".
На некогда тесной для конкурентов поляне - инфомационно-аналитической - безоговорочно и опять же заслуженно выиграла телекомпания РЕН ТВ с Марианной Максимовской. Но ведь и здесь серьезной борьбы не было. И вовсе не потому, что Первый, "Россия" и НТВ по разным причинам не вышли на дистанцию. А потому, что им не с чем было выходить на старт.
Зато на ниве развлечений битва была нешуточной. "Ледниковый период" соревновался с "Минутой славы", "Большая разница" - с Михаилом Задорновым, "Король ринга" - с "Модным приговором", "Две звезды" - с "Жизнь прекрасна" и т. д.
Достойных развлекательных программ стало так много, что под них стали размножаться номинации, видимо, вегетативным способом. Тут и "Музыкально-развлекательная программа", и "Развлекательная программа: образ жизни", и "Развлекательная программа: юмор", и "Развлекательная программа: игра", и, понятное дело, "Ведущий развлекательной" программы.
А есть еще и номинация: "Информационно-развлекательная программа".
Но то ли еще будет в следующем году! Сужу только по минувшей неделе.
Ледяной плен?..
Пятница. НТВ - четыре часа "Суперстара" с Лолитой. "Россия" - два часа юмора из "Юрмалы" и еще полтора часа "Феномена" с Ури Геллером.
Суббота. "Россия" - два с половиной часа "Звездного льда" с Максимом Галкиным. Первый - еще два с половиной часа "Ледникового периода" с Анастасией Заворотнюк.
Воскресенье. Первый - "Большие гонки" длиною в час и "Минута славы", растянутая на 120 минут.
Такое изобилие зрелищ и увеселений смущает. Если отвлечься от календаря, от погоды на дворе, можно подумать, что завтра Новый год. То, что на экране не заасфальтировано и не забетонировано, залито искрящимся под коньками льдом.
Кто-то из льдинок складывает без особого успеха слово "вечность", как верно подметили в прошлый раз "перестройкаперисхилтонщики". А кому-то, чтобы добраться хоть до каких-нибудь смыслов, приходится буравить лунки.
Подледный лов
Смыслообразующие конструкции по-прежнему можно обнаружить на "Культуре". Очень интересно начал сезон Александр Архангельский со своей авторской программой "Тем временем". Особенно значим и актуален был выпуск, посвященный Александру Солженицыну. То была не просто мемориальная программа, приуроченная к сороковинам покойного писателя. То был актуальный разговор о монополизме и авторитаризме в области морали, учительства.
После удачной акции Михаила Задорнова под рабочим названием "Невежество - в массы!" в программе "Гордон Кихот" к месту пришлась авторская передача "Апокриф", где известный ученый-лингвист Вячеслав Иванов разъяснил взволновавшие сатирика "вопросы языкознания". Интересно: видел ли ее народный языковед?
В цикле "Больше, чем любовь" было показано простое и глубокое эссе Ольги Кучкиной о Юрии Олеше и его сложной частной жизни, но без тени пошлости, без грана бульварности.
Документалисты Елена Якович и Алексей Шишов сняли пронзительный очерк о жизни и смерти Александра Вампилова в интерьере застойной эпохи. Получилось нечаянное назидание тем, кто истосковался по брежневским временам, которые, между прочим, всплыли в сериале "Галина". Но о нем речь впереди, в ближайшем выпуске "Российской недели".
А писатель Сергей Минаев, судя по "Культурной революции", страшно взволновался состоянием отечественной критики. Она, оказывается, не на уровне его таланта. И никто из его оппонентов из деликатности не догадался заметить: "Каков поп, таков и приход".