Дмитрий Медведев провел первое заседание Совета по противодействию коррупции

Вчера на первом же заседании Совет по противодействию коррупции во главе с президентом Дмитрием Медведевым одобрил первую очередь законопроектов, направленных на борьбу с этой, как выразился глава государства, "тяжелой болезнью" российского общества. В этот же день президент собирался внести законы в Государственную Думу.

Первая крупная программа президента Дмитрия Медведева пока реализуется по плану - по Национальному плану противодействия коррупции. Еще в статусе кандидата на высший государственный пост Медведев пообещал масштабную, а главное программную борьбу с проблемой, которую в России, как бы ни хотели или ни пытались, не могут решить столетиями.

Примечательно и то, что до сих пор поставленные главой государства задачи реализуются в четко установленные сроки. Это при том, что довольно привычным делом для нашей страны стали регулярные выговоры министерствам и ведомствам за срывы по срокам на том или ином направлении.

Так, в положенные два месяца на стол президенту лег сам Национальный план по борьбе с коррупцией. Следующим этапом стало представление первой очереди законопроектов, в том числе самого закона о противодействии коррупции. Соответствующие документы должны были проработать до конца сентября. И вчера в последний день месяца на суд Совета по противодействию коррупции вынесли первые четыре законопроекта.

- Повторю простую, но от этого не менее болезненную вещь, - обратился Дмитрий Медведев к членам Совета, чтобы те еще раз осознали глубину проблемы и стоящих в связи с этим задач. - Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества.

И речь, по словам главы государства, идет не просто о банальных взятках. "Речь о тяжелой болезни, которая съедает нашу экономику и разлагает общество", - подчеркнул Медведев. Поэтому одна из стратегических задач, стоящих сегодня перед страной - кардинальное снижение уровня коррупции.

"Ее решение напрямую связано с защитой права собственности в стране, с укреплением правовой, судебной системы, расширением свободы предпринимательства, - указал глава государства. - Фактически решение этой стратегической задачи связано с большинством задач, которые мы поставили перед собой".

Рвение, с которым новый российский лидер взялся за огромный, до сих пор никем не осиленный пласт проблем, не раз вызывал скептические отзывы относительно успехов очередной кампании по борьбе с мздоимством. Спустя месяцы после начала работы запал Дмитрия Медведева не прошел.

- Эта работа не носит конъюнктурного характера, - ответил скептикам президент. - Начали раздаваться голоса, что после разного рода событий - например, после августовского конфликта на Кавказе - Россия свернет эту работу, и ничего делаться впредь не будет. Наоборот, мы будем этим заниматься с не меньшей энергией.

Главным ориентиром в работе остается Национальный план по борьбе с коррупцией, а неделю назад, уточнил Медведев, президиум Совета наметил программу реализации плана.

Прежде всего предстоит принять четкую и действенную законодательную базу. Причем новые нормативно-правовые акты не должны просто дублировать предыдущее законодательство. "Часто происходит ситуация, когда вместо эффективного исполнения уже принятых управленческих решений и правовых норм принимаются другие - может быть, более хлестко написанные или, казалось бы, более адекватные на сегодняшний день, - но по сути ничего не меняется, - отметил Дмитрий Медведев. - Такие документы нам не нужны".

Первые четыре закона, среди которых и базовый о противодействии коррупции, Совет смог рассмотреть на вчерашнем первом заседании. Но этим нормотворческая работа не ограничится. Медведев обратил внимание, что предстоит принятие еще большого количества подзаконных актов.

Однако простого принятия законов, уверен президент, недостаточно. "Чтобы закон начал работать, его надо не только обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации, а впоследствии убедиться, что этот закон работает правильным образом, адекватно регулирует отношения, на которые он направлен, а не высосан из пальца и не принят в угоду начальникам", - указал глава государства членам Совета.

Пока же министерствам и ведомствам предстоит еще один этап не менее кропотливой работы. Новые законы необходимо провести через Государственную Думу. И вряд ли они там пройдут на одном дыхании. Тем более что сам президент попросил, чтобы все без исключения - министры, депутаты и даже общество - обстоятельно подошли к рассмотрению документов в нижней палате парламента.

Поступающие к антикоррупционному законодательству замечания и предложения будут рассматриваться в специальной рабочей группе при президентском Совете, о создании которой вчера объявил глава государства.

После заседания глава президиума Совета, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин уточнил - ждать законопроектов в Госдуме можно в течение следующих двух дней после внесения последних корректировок.

Он напомнил, что пакет антикоррупционных законопроектов подразумевает сразу четыре закона: базовый закон о противодействии коррупции, федеральный конституционный закон с поправками в закон о правительстве и еще два закона, вносящие изменения в 25 федеральных законов.

"Если говорить о пакете закона в целом, выделяя главный закон, в нем сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции, - пояснил Нарышкин. - Упор наряду с ужесточением ответственности за преступления в этой сфере делается также на расширении предупреждения и профилактике таких правонарушений".

Антикоррупционное законодательство основное внимание уделяет деятельности чиновничьего аппарата как на государственном, так и на муниципальном уровне. Госслужащим введут дополнительные ограничения. Среди них глава администрации в первую очередь решил назвать обязательство сообщать начальству о фактах и случаях правонарушений, ставших известными в процессе служебной деятельности.

Однако от чиновников потребуют не только присматривать друг за другом. Так, поправки в закон о правительстве обязывают премьера, его замов и министров декларировать свое имущество и доходы. Раньше они могли ограничиться лишь предоставлением соответствующих сведений.

При этом обойти действие закона, переписав имущество на членов семьи,

вряд ли получится. "Это обязательство распространяется и на членов семей главы правительства, вице-премьеров и федеральных министров, - подчеркнул Сергей Нарышкин. - В целях реализации данного закона к членам семей отнесены супруга и несовершеннолетние дети". Эта норма также распространяется на государственных и муниципальных служащих.

Что касается активов, которые есть у чиновников, то государство планирует все-таки на практике реализовать идею о передаче их в доверительное управление. Формально эта норма существует и сегодня, но никаких специальных управляющих компаний так и не появилось. Правда, по словам главы администрации президента, этот вопрос не является предметом рассмотренного вчера пакета законопроектов. "В законе, видимо, будет сделана норма, в соответствии с которой это будет предметом иного подзаконного акта", - предположил он.

Одновременно государство намерено расширить сферу контроля за достоверностью предоставляемых госслужащими сведений. Для проверки данных можно будет применять оперативно-розыскные мероприятия. С их же помощью будут искать имущество, подлежащее конфискации.

На этом ограничения на ведение бизнеса для чиновников не заканчиваются. Помимо того, что соответствующий запрет существует на время госслужбы, нововведения в антикоррупцинное законодательство предполагают определенные запреты и после ухода с нее.

Так, вынесенными на заседание Совета законопроектами предлагалось введение моратория на переход чиновника в коммерческую структуру, с которой он был связан во время госслужбы. Правда, после обсуждения этой нормы члены Совета решили все-таки ослабить узду.

"Корректировка заключается в том, что после увольнения с государственной или муниципальной службы соответствующий гражданин сможет перейти на работу в коммерческую структуру, с которой он был связан на госслужбе, с согласия работодателя - руководителя государственного или муниципального органа, в котором он трудился", - пояснил Сергей Нарышкин.

Вместе с тем в арсенале государства нашлось место не только кнуту, но и прянику. Как известно, одним из пунктов национального плана по борьбе с коррупцией является повышение оплаты труда чиновников. "Нацплан содержит эти вопросы как одно из направлений по повышению привлекательности авторитета муниципальной службы, чтобы привлекательность муниципальной службы была выше, чем она есть, и коррупция была бы невыгодна", - подтвердил глава кремлевской администрации.