В России могут появиться специальные суды для наркоманов

В России могут появиться специальные суды для наркоманов. Как сообщил глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, сейчас это предложение активно обсуждается.

Суть проекта в том, что люди в специальных мантиях будут отправлять любителей дурмана не в тюрьму, а на лечение. Если случай запущенный - любитель дурмана попадет в закрытую клинику с охраной и строгим режимом лечения. Если человек не сел на иглу, а, как говорится, только балуется - возможны другие варианты. Чтобы прекратил опасное баловство.

Идея не наша. Подобные суды появились в США около двадцати лет назад и, по мнению экспертов, хорошо себя зарекомендовали. В отличие от обычного судьи человек в мантии не расстается с подсудимым после приговора, а берет его под плотную опеку. Наркоману прописывают реабилитационную программу, включающую не только лечение, но, возможно, обучение, трудоустройство, психологические курсы и так далее.

Как показывает жизнь, редкий наркоман вступает в программу с мыслью "а возьмусь-ка я за ум, брошу колоться, поступлю в университет, покаюсь перед стариками-родителями". Нет, большинство надеется обмануть власти, лечась для виду, лишь бы избежать тюрьмы. Поэтому их надо строго контролировать. Более того, если в системе надзора будет какой-то пробел, нарушители его обязательно обнаружат и воспользуются им.

Поэтому реабилитационная программа предусматривает частые контрольные контакты и проверки на наличие наркотиков в организме. А самого наркомана вызывают на слушания о прохождении реабилитации перед судьей наркосуда и его сотрудниками. На любые срывы в программе реакция следует незамедлительно.

Направить в наркосуд могут мелкого преступника, который ворует ради дозы. Например, сегодня бич многих российских городов - любители дурмана, которые вскрывают автомобили, чтобы украсть магнитолы и все, что найдут. Тюрьма такого не вылечит. В лучшем случае он отсидит несколько лет за счет налогоплательщиков и опять вернется в родной район. Поэтому специальный суд может стать выходом.

Изначально разработчики реабилитационных программ стоят на таких позициях, что злоупотребление наркотиками - серьезное заболевание, и даже в процессе успешной реабилитации наркоманов неизбежны рецидивы. Наркозависимость не возникает в одночасье и не может быть снята одним махом. Деятельность наркосудов и сами программы построены на следующих принципах - немедленное и открытое вмешательство, скоординированный и всесторонний надзор, длительное лечение и последующая реабилитация. За нарушения программы следует наказание, за хорошее поведение - поощрение.

Для успеха реабилитации правонарушители-наркоманы должны отвечать за свое поведение. В целом же в наркоконтроле считают, что надо менять отношение правоохранителей к наркоманам - не наказывать, а лечить. В тюрьму, причем на большой срок, должны попадать только организаторы преступного бизнеса, так называемые наркобароны.

- Мы выступаем за снижение карательной политики в отношении наркозависимых людей и применения к ним методов медицинского лечения, - сказал глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. - Мы и наша медицина готовы предоставить возможности для снятия наркозависимости, вылечить человека. Зависимые от героина с большим трудом поддаются лечению и для этого потребуется много времени. Надо заставить их лечиться. Это так называемый метод альтернативной ответственности.

По его данным, летом в России под статью за преступления, так или иначе связанные с зельем, попали более 28 тысяч человек. Основная масса осужденных - это зависимые люди в возрасте до 25 лет, которые были вынуждены продавать наркотики, зарабатывая себе на дозу. Кроме того, ведомство по борьбе с дурманом предлагает ввести в Уголовный кодекс дополнительную квалификацию за сбыт наркотиков в учебных заведениях и местах проведения спортивных мероприятий, а контрабанду наркотиков сделать отдельной статьей.