Министерство юстиции намерено сообщить в ООН всю правду о том, как защищают права человека в России. Для этого глава ведомства Александр Коновалов пригласил к диалогу известных отечественных правозащитников.
- Наша общая задача - представить объективную, неполитизированную оценку состояния гражданского общества, содействовать тому, чтобы оценка международного сообщества также была свободна от политики, - сообщил министр юстиции Александр Коновалов.
Дело в том, что в будущем году Россия должна представить национальный доклад в Совете ООН по правам человека. После международные эксперты приедут в нашу страну, чтобы встретиться с представителями гражданского общества и изучить ситуацию на месте.
Министерство юстиции будет отслеживать ситуацию, в том числе с помощью правозащитников. Для удобства некоммерческих организаций минюст планирует создать негромоздкую систему отчетности - через Интернет.
- Мы стараемся создавать оптимальные условия для адекватного выражения общественного мнения, безусловного обеспечения прав человека, реализации и защиты прав граждан как индивидуальных, так и объединенных в различные группы, - сказал Александр Коновалов. - Но, безусловно, мы будем реагировать на любые нарушения закона, если они будут допущены какой-либо общественной организацией. Свободно выражать свое мнение - это право, которое никто не оспаривает при отсутствии экстремизма в выражении своего мнения.
По мнению правозащитников, одна из наших больших проблем - это пресловутый карательный уклон правосудия: излишние аресты до суда, большие сроки за мелкие преступления. Причем под каток правосудия чаще всего попадают простые люди. Человек, обладающий административным ресурсом или банальными деньгами, как показывает жизнь, имеет все шансы избежать тюрьмы, даже если он действительно что-то совершил. А простому могут накрутить срок даже за мешок картошки, снятый с колхозной телеги.
Министр юстиции согласился с тем, что систему надо сделать мягче. По его мнению, надо развивать административное право, то есть за мелкие преступления подводить человека не под Уголовный кодекс, а под Административный. Вместо срока - штраф. Плюс возмещение ущерба. А чтобы разгрузить сизо, надо шире применять домашний арест и залог. И строже подходить к продлению ареста. Европейский суд, кстати, не считает предварительное заключение под стражу чем-то вопиющим. Если арест может помочь расследованию и ускорить его, то Европа не возражает. Но к продлению ареста более жесткие требования - ходатайство должно быть мотивированным. Почему следователь не уложился в отведенное время? Действительно ли были объективные причины? Или просто у милиции мало доказательств, и она надеется, что за решеткой обвиняемый дойдет, как говорится, до кондиции и даст нужные показания следствию.
Сегодня наши суды, как правило, продлевают арест без проблем, не вникая в причины. В минюсте полагают, что такую практику надо менять. Кроме того, министр юстиции высказался за создание эффективной системы ресоциализации бывших заключенных. Как еще можно защитить человека? Эти вопросы министр юстиции намерен регулярно обсуждать за "круглым столом" с правозащитниками.
А отслеживать ситуацию с правами человека в стране будут не только правозащитные организации, но и, возможно, специальные центры минюста. Александр Коновалов напомнил, что по инициативе его ведомства были созданы государственные бюро по оказанию юридической помощи населению. Эксперимент следует расширить до сети центров социальной помощи, которые оказывали бы населению более широкие консультационные услуги. Такие центры, по замыслу министра, нужны и для мониторинга социально-экономической ситуации в стране.