Транспортники области бьют тревогу: на предприятиях катастрофически не хватает водителей для работы на автобусах.
Лучше в шахту?
Кадровая проблема на пассажирском автотранспорте никогда еще не стояла так остро, как в последние 8-10 месяцев. Виной всему - обострившаяся конкуренция на рынке труда. По словам начальника автотранспортного предприятия Крапивинского района Николая Ануфриева, квалифицированные водители автобусов, имеющие большой стаж и опыт работы, не раздумывая, уходят в сторонние фирмы, где заработок на порядок выше, чем в том же ПАТП. Например, сегодня в почете работа вахтовым методом, где зарплата от 30 тысяч рублей в месяц, на шахте или в энергосети. "В энергокомпании дежурный электрик за 15 тысяч в месяц отработал смену - и свободен, а у нас за эти деньги нужно рулить по 12 часов в день, порой без выходных", - заметил Николай Васильевич.
В итоге ситуация в Крапивинском ПАТП складывается не лучшим образом: 23 автобуса в наличии, а потребность в водительских кадрах - 10 человек (хотя даже если не хватает одного водителя, это для предприятия уже катастрофа), средняя заработная плата - 10 тысяч рублей. Получается, что автобусы стоят без водителей, а водители без работы не сидят.
- Пока мы выходим из положения, увеличивая рабочее время водителей, - сказал Николай Васильевич. - И, несмотря на то, что вынуждены нарушать законодательство о режиме труда и отдыха, ни одного срыва автобусных рейсов у нас не было. Шоферам, с одной стороны, это выгодно, поскольку их заработная плата складывается из общего количества отработанных на маршруте часов. А с другой - каждый из них вместо допустимых 120 часов переработки в год набирает больше положенного аж на 190 часов. Благо коллектив у нас дружный и сплоченный, люди не ропщут.
Слесарь в резерве
При этом Николай Васильевич показывает документ, где говорится, что в областной департамент транспорта и связи участились обращения от работников ПАТП. Главная их тема - как раз превышение нормативов рабочего времени. Документ гласит, что это вызывает социальную напряженность в водительском коллективе и негативно влияет на безопасность дорожного движения. Далее департамент рекомендует провести анализ и принять все меры, чтобы не допускать переработки.
- Согласившись с письмом, мы тщательно рассмотрели свои возможности, - продолжает Ануфриев. - И обратились к главам сельских территорий с просьбой помочь нам в поиске кадров. Если люди принципиально не против вахтового метода, так, может, и в нашей отрасли приживется эта форма? Мы готовы сотрудничать с селянами, у которых есть водительские удостоверения категории "Д" и желание работать на сельских маршрутах. Например, по пятидневному графику перевозить пассажиров в села Тараданово и Барачаты. Можно неделю жить и работать на базе (там есть и комната отдыха, и возможность питаться), а неделю отдыхать дома. Или междугородние маршруты: три дня работа и столько же отдых. Но на эти предложения так пока никто и не откликнулся.
Еще Ануфриев возлагает надежду на некоторых штатных автослесарей. В случае если те зарекомендуют себя с хорошей стороны, автотранспортное предприятие готово профинансировать их учебу в учебно-курсовом комбинате. С обязательной отработкой в ПАТП. Это уже практикуется. Правда, многие новоиспеченные водители, покрутив руль автобуса всего по нескольку лет, ушли в частные фирмы, где заработок значительно выше.
Не спасает положения и существующая в районе школа подготовки водительских кадров. "Чтобы получить удостоверение категории "Д", необходимо как минимум год отработать на грузовом автомобиле. А у нас их нет", - пояснил Николай Васильевич.
Переработка или перерыв
Директор Промышленновского автотранспортного предприятия Александр Дробот не меньше своего коллеги из Крапивино озадачен кадровым вопросом. "У нас на 28 автобусов приходится 55 водителей, то есть потребность - 14 человек", - сказал Александр Федорович. Кадровую проблему там тоже решают пока путем переработки, не считая это, однако, достойным выходом из положения. Выполнить условия принятой в районе транспортной программы промышленновцы надеются только с помощью учебного комбината и центра занятости населения.
А вот Александр Пастухов, начальник филиала Ленинск-Кузнецкой автоколонны Беловского автотранспортного предприятия более осторожен в вопросах водительской нагрузки. "У нас 90 автобусов и при этом не хватает 20 водителей, - пояснил он корреспонденту "РГ", - однако мы стараемся не допускать перегрузок работников. Просто недодаем рейсов и, как следствие, получаем многочисленные жалобы от населения. В то же время мы провели анализ и выяснили, что ежедневно в период с 11 до 14 часов активность пассажиров низкая. Вот в это время и стараемся не выпускать автобусов на линию. А что делать, если кадровый вопрос стоит так остро?"
Галина Чернова, начальник департамента транспорта и связи Кемеровской области:
- Нерешаемых вопросов просто не бывает. Каждый руководитель автотранспортного предприятия области должен пересмотреть график работы, расписание движения автобусов и направить в наш адрес свои предложения по более эффективной организации учета рабочего времени. Мы эти предложения рассмотрим и примем соответствующие решения. Если понадобится - будем обращаться за помощью к губернатору области.