В Кузбассе не хватает водителей для работы на автобусах

Транспортники области бьют тревогу: на предприятиях катастрофически не хватает водителей для работы на автобусах.

Лучше в шахту?

Кадровая проблема на пассажирском автотранспорте никогда еще не стояла так остро, как в последние 8-10 месяцев. Виной всему - обострившаяся конкуренция на рынке труда. По словам начальника автотранспортного предприятия Крапивинского района Николая Ануфриева, квалифицированные водители автобусов, имеющие большой стаж и опыт работы, не раздумывая, уходят в сторонние фирмы, где заработок на порядок выше, чем в том же ПАТП. Например, сегодня в почете работа вахтовым методом, где зарплата от 30 тысяч рублей в месяц, на шахте или в энергосети. "В энергокомпании дежурный электрик за 15 тысяч в месяц отработал смену - и свободен, а у нас за эти деньги нужно рулить по 12 часов в день, порой без выходных", - заметил Николай Васильевич.

В итоге ситуация в Крапивинском ПАТП складывается не лучшим образом: 23 автобуса в наличии, а потребность в водительских кадрах - 10 человек (хотя даже если не хватает одного водителя, это для предприятия уже катастрофа), средняя заработная плата - 10 тысяч рублей. Получается, что автобусы стоят без водителей, а водители без работы не сидят.

- Пока мы выходим из положения, увеличивая рабочее время водителей, - сказал Николай Васильевич. - И, несмотря на то, что вынуждены нарушать законодательство о режиме труда и отдыха, ни одного срыва автобусных рейсов у нас не было. Шоферам, с одной стороны, это выгодно, поскольку их заработная плата складывается из общего количества отработанных на маршруте часов. А с другой - каждый из них вместо допустимых 120 часов переработки в год набирает больше положенного аж на 190 часов. Благо коллектив у нас дружный и сплоченный, люди не ропщут.

Слесарь в резерве

При этом Николай Васильевич показывает документ, где говорится, что в областной департамент транспорта и связи участились обращения от работников ПАТП. Главная их тема - как раз превышение нормативов рабочего времени. Документ гласит, что это вызывает социальную напряженность в водительском коллективе и негативно влияет на безопасность дорожного движения. Далее департамент рекомендует провести анализ и принять все меры, чтобы не допускать переработки.

- Согласившись с письмом, мы тщательно рассмотрели свои возможности, - продолжает Ануфриев. - И обратились к главам сельских территорий с просьбой помочь нам в поиске кадров. Если люди принципиально не против вахтового метода, так, может, и в нашей отрасли приживется эта форма? Мы готовы сотрудничать с селянами, у которых есть водительские удостоверения категории "Д" и желание работать на сельских маршрутах. Например, по пятидневному графику перевозить пассажиров в села Тараданово и Барачаты. Можно неделю жить и работать на базе (там есть и комната отдыха, и возможность питаться), а неделю отдыхать дома. Или междугородние маршруты: три дня работа и столько же отдых. Но на эти предложения так пока никто и не откликнулся.

Еще Ануфриев возлагает надежду на некоторых штатных автослесарей. В случае если те зарекомендуют себя с хорошей стороны, автотранспортное предприятие готово профинансировать их учебу в учебно-курсовом комбинате. С обязательной отработкой в ПАТП. Это уже практикуется. Правда, многие новоиспеченные водители, покрутив руль автобуса всего по нескольку лет, ушли в частные фирмы, где заработок значительно выше.

Не спасает положения и существующая в районе школа подготовки водительских кадров. "Чтобы получить удостоверение категории "Д", необходимо как минимум год отработать на грузовом автомобиле. А у нас их нет", - пояснил Николай Васильевич.

Переработка или перерыв

Директор Промыш­лен­нов­ско­го автотранспортного предприятия Александр Дробот не меньше своего коллеги из Крапивино озадачен кадровым вопросом. "У нас на 28 автобусов приходится 55 водителей, то есть потребность - 14 человек", - сказал Александр Федорович. Кадровую проблему там тоже решают пока путем переработки, не считая это, однако, достойным выходом из положения. Выполнить условия принятой в районе транспортной программы промышленновцы надеются только с помощью учебного комбината и центра занятости населения.

А вот Александр Пастухов, начальник филиала Ленинск-Куз­нец­кой автоколонны Белов­ского автотранспортного предприятия более осторожен в вопросах водительской нагрузки. "У нас 90 автобусов и при этом не хватает 20 водителей, - пояснил он корреспонденту "РГ", - однако мы стараемся не допускать перегрузок работников. Просто недодаем рейсов и, как следствие, получаем многочисленные жалобы от населения. В то же время мы провели анализ и выяснили, что ежедневно в период с 11 до 14 часов активность пассажиров низкая. Вот в это время и стараемся не выпускать автобусов на линию. А что делать, если кадровый вопрос стоит так остро?"

Дословно

Галина Чернова, начальник департамента транспорта и связи Кемеровской области:

- Нерешаемых вопросов просто не бывает. Каждый руководитель автотранспортного предприятия области должен пересмотреть график работы, расписание движения автобусов и направить в наш адрес свои предложения по более эффективной организации учета рабочего времени. Мы эти предложения рассмотрим и примем соответствующие решения. Если понадобится - будем обращаться за помощью к губернатору области.