Более 2 миллионов квадратных метров площадей для малого бизнеса предполагается ввести в столице в соответствии с городской целевой программой по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009-2011 годы, проект которой был рассмотрен на заседании столичного правительства.
В Москве сейчас работает более 220 тысяч малых предприятий - юридических лиц, на которых занято около 3 миллионов человек. Но именно они оказались в самом стесненном положении: на каждого работника приходится чуть более пяти квадратов помещений (в Европе этот показатель составляет 15 кв. м площадей, в США - около 25 кв. м площадей), а половина субъектов малого и среднего бизнеса вовсе не обеспечена офисами или недовольна ими и ищет замену.
Таким образом, дефицит площадей для малого бизнеса составляет в Москве минимум пять миллионов квадратных метров. По словам руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаила Вышегородцева, у "малышей" - серьезные проблемы с арендой помещений у города на долгосрочный период, поэтому нередко они вынуждены обращаться к более крупным компаниям, которые сдают им помещения без договора аренды и чаще всего лишь на несколько месяцев.
Чтобы исправить ситуацию, столичные власти решили в ближайшие три года потратить на строительство помещений для малого и среднего бизнеса около 70 миллиардов рублей. Эти деньги пойдут на создание технопарков, многофункциональных деловых центров, бизнес-инкубаторов и т.д. В результате в городе появится около 180 тысяч новых рабочих мест, а доля занятых в малом и среднем бизнесе увеличится почти в полтора раза.
Из городской казны на эти цели планируется направить около 1,6 миллиарда рублей, остальные средства предполагается привлечь из внебюджетных источников, в том числе из средств самих субъектов малого предпринимательства. Насколько реальны такие планы? Таким вопросом задался депутат Мосгордумы Игорь Антонов. "Получается, что основной источник финансирования строительства помещений для малого бизнеса - внебюджетный. - сказал он. - Но у нас сложная финансовая ситуация в экономике страны. Малый бизнес не в состоянии заморозить такие ресурсы на три-пять лет, то есть придется привлекать кредитные ресурсы. Сумеем ли мы привлечь их в таких масштабах?" - поинтересовался он.
"Полтора года назад мы запустили программу фонда содействия кредитования малого бизнеса, который выступает поручителем за малые предприятия при получении кредитных ресурсов, - ответил на этот вопрос Вышегородцев. - Все банки подтвердили желание продолжать кредитовать, правда, теперь с увеличением процентной ставки с 16 до 18 процентов. Но есть и еще одна форма поддержки малого бизнеса - компенсации процентной банковской ставки правительством Москвы". По словам Вышегородцева, программой предусмотрены и другие меры поддержки субъектов малого бизнеса. В частности, разработка предпроектной и проектной документации по помещениям будет вестись за счет бюджета города. "Далее на основе конкурса мы будем подбирать соинвесторов", - добавил министр.
Выслушав докладчиков, мэр заявил, что здания для малого бизнеса, построенные по программе соинвестирования, должны в дальнейшем предоставляться именно предпринимателям. Если же кто-то из них в дальнейшем откажется от своего бизнеса, он обязан будет перепродать помещение только представителям малого бизнеса или другим соинвесторам. Кроме того, при строительстве бизнес-парков, бизнес-инкубаторов по программе соинвестирования стоит приглашать сразу многих соинвесторов. "Одного инвестора на объекте не будет, - заявил мэр. - Инвестор, владелец пошлют нас подальше, если им окажется невыгодно размещать на объекте малый бизнес".
В свою очередь первый заместитель мэра Юрий Росляк подчеркнул, что помещения будут строиться с участием доли города. Предприниматели получат лишь долю соинвестирования, а не свидетельство на собственность, чтобы в дальнейшем не перепрофилировать площади под иные цели.
Резко Юрий Лужков высказался о постоянно меняющихся в законодательстве требованиях к оформлению различных хозяйственных документов, разрешений, касающихся в том числе реализации инвестиционных проектов, что в конечном итоге тормозит развитие страны. При реализации инвестпроектов он запретил менять правила игры: "Категорически запрещаю перерабатывать требования под новые условия, если решение о реализации проекта принималось до принятия нового нормативного документа".