Украина и Россия пролонгировали еще на десять лет действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между странами, или так называемый Большой договор. Продлили без изменений, дополнений и лишних слов.
Фактически для продления сроков действия документа сторонам не нужно было делать ничего. В соответствии со статьей 40 договор автоматически продлевается на следующие десять лет, "если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит другой Высокой Договаривающейся Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного десятилетнего периода".
Никаких письменных уведомлений о желании прекратить действие договора ни одна из сторон официально не представила. Напротив, внешнеполитические ведомства заявили о желании его продлить. Впрочем, сделали это почти незаметно, учитывая сложные отношения между странами в последнее время.
С украинской стороны об отсутствии вопросов к договору и его роли "краеугольного камня" в украинско-российских отношениях объявил глава пресс-службы украинского МИД Василий Кирилич. "Украина выступала и выступает за продление договора", - сообщил он на плановом брифинге. С российской стороны последовало заявление МИД, в котором также указывалось на целесообразность продления сроков действия документа.
Таким образом, в отношениях между двумя странами восторжествовал прагматизм. Дело в том, что, несмотря на громкие заявления политиков на Украине и в России о необходимости пересмотра договора и изучения Госдумой соответствующего вопроса, сам по себе текст договора споров не вызывает. В нем нет слов "Севастополь" и "Крым" - территориальная целостность признается странами без оговорок и исключений.
Нюансы пребывания Черноморского флота на территории Украины регулируются отдельным договором. И уж тем более в тексте нет ни слова про НАТО: статья шестая утверждает только, что стороны воздерживаются от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против одной из подписавших стран, и обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против одной из сторон.
Таким образом, Большой договор - это декларация благих намерений по всем направлениям межгосударственных отношений, предусматривающая решение спорных вопросов за столом переговоров. Отказ от договора был чреват созданием широкого поля конфронтации, выходящего далеко за рамки уже существующих разногласий. Множить разногласия в Киеве и Москве не стали.
Теперь продление договора должны одобрить парламенты обеих стран, хотя это выглядит необязательной формальностью. Иное дело, что не совсем понятно, Верховная рада какого созыва будет этим заниматься.
Украинские политики так же далеки от оформления новой коалиции, как и месяц назад, в самом начале системного кризиса власти в стране. И призрак грядущих выборов уже бродит по парламенту.
Партия регионов дала коллегам время на раздумья, которое те по привычке довольно бездарно растрачивают, погрязнув в торге, ультиматумах, старых обидах и мелких тактических интригах. К примеру, в БЮТ решили изменить саму концепцию новой "оранжевой" коалиции, оставив за бортом президента Ющенко и заключив коалиционное соглашение на своих условиях. Для этого предполагалось собрать необходимое число подписей среди депутатов НУНС, колеблющихся или прямо поддерживающих Тимошенко. Однако необходимого количества "ренегатов" БЮТ в НУНС не нашел.
Тем временем, пока политическая интрига на Украине скатывается к "малым формам", президент страны ищет поддержку на глобальном уровне.
Он отправился в США, после чего последует и европейское турне. За океаном Ющенко уже отметился рядом антипремьерских высказываний, указал на "руку Москвы" во внутриполитическом кризисе и пообещал не сворачивать с натовского курса. "Стороны обменялись мнениями о внутриполитической ситуации в стране", но от однозначной поддержки позиции Ющенко в противостоянии с Тимошенко американцы, похоже, воздержались. Юлия Тимошенко в свою очередь сегодня прибывает в Москву, чтобы подписать долгосрочное газовое соглашение с Россией.