Последние два года проблемы туризма специалисты России и Беларуси предпочитают обсуждать совместно. В обоих государствах туризм рассматривают как высокодоходную отрасль. Да и взаимный интерес путешественников к территориям друг друга растет. Если в 2006 году Беларусь посетили около 25 тысяч граждан России, то в прошлом уже более 36 тысяч. Еще выше численность туристов из Беларуси, посещающих Россию, - 78 тысяч в прошлом году. Только за последнее время на совместных мероприятиях в Москве и Минске были рассмотрены самые "горячие" вопросы развития отрасли, актуальные для двух государств: продвижение туристических возможностей на мировом рынке, разработка совместных маршрутов, сотрудничество по их информационному обеспечению.
Форум, который пройдет с 5 по 7 октября в Санкт-Петербурге, - первый в своем роде. По масштабам, проблематике и ожидаемому эффекту. Он организован Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России. В его подготовке участвовали Министерство спорта и туризма Беларуси, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральное агентство по туризму. Накануне форума корреспондент "СОЮЗа" побеседовала с заместителем министра спорта и туризма Беларуси Чеславом Шульгой.
- Чеслав Казимирович, какие проблемы намерена обсудить на форуме белорусская делегация?
- В первую очередь нас волнует кадровый вопрос. В Беларуси, к примеру, специалистов для туристической отрасли готовят уже в 19 вузах: только в прошлом году такие специальности впервые открыты в 4 высших учебных заведениях страны.
Выпускники получают хорошую теоретическую подготовку. Но почти не имеют практической. Частные фирмы, которых в турбизнесе большинство, неохотно берут студентов на практику. Как следствие возникают проблемы с трудоустройством. Руководитель фирмы чаще предпочтет работника без специального образования, но с опытом работы. Такой подход выгоден предприятию, но вряд ли - государству. Не думаю, что перспективы развития отрасли с кадрами без специального образования можно считать блестящими. Похожая ситуация и в России. Хотелось бы, совместно обсудив проблему, выработать какие-то меры для ее решения. Возможно, необходимо одним из условий переаттестации сотрудников туристической компании или ее сертификации прописать требование о ежегодном приеме на практику какого-то количества студентов. Еще один вопрос кадровой политики отрасли, который также хотелось бы обсудить с коллегами из России, - уровень подготовки преподавателей. Для повышения их квалификации не лишним было бы организовать в Союзном государстве совместные курсы. Это полезно и с точки зрения обмена опытом.
- А что из российского опыта развития туризма стоило бы применить в Беларуси?
- Россия накопила большой опыт участия в международных выставках, поэтому мы заинтересованы в объединении коммуникационных возможностей двух государств, о чем, кстати, тоже будем говорить на форуме в Санкт-Петербурге. К примеру, Россия более 15 лет пропагандирует свой туристический продукт на выставках в странах Персидского залива, Юго-Восточной Азии, где Беларусь не участвовала ни разу. А эти регионы могут быть весьма емкими по спросу на наш туристический продукт.
- Речь идет о том, чтобы сделать его совместным?
- В том числе. У нас подписано соглашение о сотрудничестве в области туризма с 19 регионами России. По ним, к примеру, плотно работают приграничные области России и Беларуси. Гомель, Витебск и Могилев охотно предоставляют базы отдыха для организации летнего отдыха детей из России. Стоит обсудить, как сделать приграничное сотрудничество еще более эффективным. Есть, к примеру, вариант долгосрочного сотрудничества с российскими туроператорами о продлении на Беларусь туристических маршрутов Пскова, Новгорода, Смоленска. Для туристов интересно будет заехать на день-два в Витебск или Полоцк.
Рассчитываем создать и совершенно отдельный совместный туристский продукт, основанный на общих достопримечательностях Беларуси и России, а также общей инфраструктуре. К примеру, сейчас по договору с Федеральным агентством по туризму мы вместе обустраиваем автотрассу Брест - Москва, по которой идет основной поток туристов из Западной Европы в Россию. В этом году основное внимание уделяется ее информационному обеспечению. Вдоль трассы устанавливаем информационные знаки с указанием, где и на каком расстоянии по маршруту находятся интересные туристические объекты. В будущем году на средства союзного бюджета будет издан путеводитель от Бреста до Москвы. Он будет реализовываться через туристско-информационные центры, которые откроются в ближайшие месяцы: российский - в Бресте и белорусский - в Москве.
Кроме того, мы начали совместную работу по организации уникального международного маршрута "из варяг в греки", аналога которому нет нигде в мире. Это путешествие по водным путям, по которым когда-то вели торговлю наши предки. Викинги из стран Скандинавии по Западной Двине, Днепру и Черному морю везли товары в Турцию, Грецию и обратно. В конце мая в Полоцке состоялась научно-практическая конференция с участием 5 стран. Россия одна из первых поддержала эту идею. Над воплощением ее в жизнь с нашими государствами работают Украина и Норвегия при поддержке Всемирной туристской организации. Рассчитываем, что к 2010 году этот маршрут будет предложен туристам.