Публицист Леонид Млечин: Вторая мировая война фактически началась с Мюнхена

В 1938 году в Мюнхене главы Франции, Великобритании и Германии подписали документ, который вошел в историю как Мюнхенский сговор. Француз Даладье и англичанин Чемберлен фактически разрешили Гитлеру оккупировать часть Чехословакии.

Писатель-историк Леонид Млечин побывал в том самом здании в Баварии, где было подписано мюнхенское соглашение.

Без грифа "секретно"

Российская газета: Служба внешней разведки объявила о рассекречивании некоторых документов. Гриф снят и с перехваченных советскими разведчиками донесений, которые посольства Франции и Англии отправляли в свои столицы в 1938 году...

Леонид Млечин: Советская разведка в те времена была лучшей в мире, и точно знаю, что в Англии у нас были наиболее сильные агентурные позиции. Потому секретные документы из святая святых английского и французского правительств вполне могли попадать в руки наших разведчиков.

РГ: Может ли их рассекречивание что-то изменить во взгляде на те события?

Млечин: О Мюнхенском сговоре историкам известно почти все, потому что основные документы того периода давно рассекречены. Но вот на некоторые темные пятна в истории, которые оставались до сих пор, новые свидетельства могут пролить свет.

РГ: Что имеется в виду?

Млечин: Считается, что англичане и французы подписали Мюнхенское соглашение, как бы бросив кость Гитлеру. Даладье и Чемберлен хотели, чтобы тот умерил свои агрессивные устремления и был сохранен мир в Европе.

РГ: Это подтверждает и крылатая фраза, с которой Чемберлен обратился к англичанам по возвращении из Мюнхена. Потрясая подписанным соглашением, он заявил: "Я привез вам мир".

Млечин: Но многие не знают второй части той знаменитой речи Чемберлена. А он добавил: "...на вечные времена".

Но секрет не в этом, а в том, что с подписанием Мюнхенского соглашения мировая война стала неизбежной, фактически она началась именно в 1938 году, с оккупации части Чехословакии, а не в 1939-м, после вторжения гитлеровских войск в Польшу.

РГ: Некоторые историки утверждают, что в тот год внутри Германии зрел крупный внутренний заговор.

Млечин: Действительно, верхушка вермахта во главе с таким генштабовским генералом, как генерал Бек, была убеждена, что Гитлер ведет Германию к новой военной катастрофе, по сравнению с которой унизительный Версальский мир покажется цветочками. Генералы считали, что Третий рейх не готов к войне, и, кстати, это было правдой. Германия 1938 года была относительно слабой в техническом оснащении. Чехословакия же имела в то время довольно сильную армию и сильную промышленность. Достаточно вспомнить, что свои знаменитые "Тигры" Гитлер потом будет делать именно в Чехии на заводах "Татра".

К тому же Чехословакия имела с Францией договор о дружбе и взаимопомощи, и в случае нападения на нее французы обязаны были открыть второй фронт. Со стороны линии Мажино в тыл немцам выходила бы довольно сильная армия Франции. И немецкие генералы понимали, что в случае войны на два фронта шансов у них оставалось немного, а потому были готовы свергнуть Гитлера. Но с подписанием Мюнхенского сговора Гитлеру автоматически была открыта дверь к завоеванию Чехословакии, а потом и всей Европы. Он с невероятной легкостью и совершенно бескровно получил все, о чем в тот момент мечтал. А следовательно, отпала необходимость в его свержении и заговор немецких генералов сошел на нет.

Рассекреченные документы могут пролить свет на то, было ли в действительности настолько сильно недовольство Гитлером внутри страны.

Начало кровавого пути

РГ: Если все так и было, то французы и англичане, отказавшись подписать Мюнхенское соглашение, могли пустить историю мира совершенно по другому пути.

Млечин: В то время все представлялось несколько иначе. Представьте себе активные усилия пропагандистской машины Геббельса, которая изо дня в день на весь мир твердит о несчастном положении немцев в Судетах. Именно так Гитлер оправдывал свои притязания на эти территории. Там жили в основном этнические немцы, которых надо было, по его мнению, спасать, поскольку к Чехословакии эта пограничная область отошла, с точки зрения Гитлера, незаконно.

Судетский вопрос ведь очень не прост. Сегодняшние исследования показывают, что тогдашняя Чехословакия, которую некоторые считают идеальной демократией, на самом деле идеальной не была. И немецкое население в Судетской области действительно испытывало давление. Наличие в Судетах клубка таких проблем нацисты использовали на полную. Гитлер построил на этом свою политическую кампанию. Он говорил, что все немцы имеют право жить в границах Рейха, все немцы имеют право жить на своей родине вместе со своими землями.

Французы же с англичанами вовсе не стремились воевать за чужие интересы. А кроме того, они, конечно, недооценивали Гитлера. Просто не понимали. Ведь в 1936 -1938 гг. в Германию приезжало немало британских политиков. Приезжал лейборист Ллойд Джордж, человек весьма левых убеждений. Ему Гитлер понравился. Они считали, что это такой немецкий националист - ну что ж, они всю жизнь имели дело с немецкими националистами. Ну твердый, да. Ну установит твердый режим. Ну так и проще с ним будет договариваться.

Потому я думаю, что Даладье и Чемберлен искренне думали, что со сдачей Судетской области Гитлеру тот успокоится. Да и Гитлер тогда был еще совсем не тот, которого мы знаем теперь. В 1938 году никто не предполагал, что уступки Германии обернутся газовыми камерами и Освенцимом.

Пожалуй, единственными, кто понимал сущность Гитлера и то, что это лишь начало его кровавого пути, были Черчилль и Рузвельт.

РГ: Почему же они не сделали ничего,чтобы остановить Гитлера, ведь США в то время были уже весьма мощной в военном отношении страной?

Млечин: После Первой мировой войны никто не хотел снова воевать. Все пытались стравить соседей друг с другом, чтобы самим, как говорится, сидеть на заборе и наблюдать драку со стороны, раз уж она неизбежна. США надеялись отсидеться за океаном, а Черчилль в то время был не при власти.

РГ: А почему, по-вашему, сами чехи не стали воевать за свои земли?

Млечин: Этот же вопрос в 1945 году задал вернувшемуся из английской эмиграции в освобожденную Чехословакию президенту Бенешу один английский журналист. Бенеш подвел журналиста к окну и показал вид цветущей Праги, которая в ходе Второй мировой войны почти не была разрушена. "Зато мы сохранили Прагу", - сказал президент Чехословакии.

РГ: Логика в его ответе есть.

Млечин: Если бы чехи стояли железно, то, возможно, Гитлер и не решился бы на военные действия. Либо в случае начала войны увяз бы в приграничных боях в Судетах. И в конечном итоге его свергли бы собственные генералы либо силы международной коалиции.

Досье "РГ"

Артур Невилл Чемберлен

Родился в 1869 году. 60-й премьер Великобритании (1937-1940). Сторонник умиротворения Гитлера. В марте 1939 года, когда его вера в возможность сохранения мира была подорвана оккупацией немцами последних территорий Чехословакии, попытался спасти положение, дав Польше гарантию территориальной целостности. Менее чем через полгода этот шаг сделал неизбежным участие Великобритании во Второй мировой войне.

После провала военной экспедиции союзников в Норвегии и последующего вторжения немцев в Нидерланды и Бельгию Чемберлен 10 мая 1940 года ушел в отставку, уступив свой пост Уинстону Черчиллю, выступавшему за бескомпромиссную борьбу с Гитлером. В том же году скончался.

Эдуард Даладье

Родился в 1884 году. Премьер-министр Франции в 1933-1934 и 1938-1940 гг. В 1936 году возглавил военное министерство, а

10 апреля 1938 года вторично стал премьером. В 1938 году участвовал в заключении Мюнхенского соглашения, отказавшись от союзнических обязательств по отношению к Чехословакии. В марте 1940 года ушел в отставку.

После оккупации Франции бежал во французское Марокко, где был арестован и предан суду. В 1943 году депортирован в Германию, где находился в Бухенвальдском концлагере до окончания Второй мировой войны. После освобождения находился в оппозиции к Шарлю де Голлю. С 1953 по 1958 год был мэром Авиньона. Умер в 1970 году.

Ссылка:

Алекандр Чубарьян: Подписывая пакт о ненападении, Сталин был уверен, что переиграл Гитлера