О том, что Елена Образцова покинет пост художественного руководителя оперы Михайловского театра, слухи поползли еще летом.
Народная артистка тогда опровергла "молву", напомнив, что контракт с гендиректором театра Владимиром Кехманом у нее подписан на три года. Со вчерашнего дня Елена Васильевна не является худруком оперы и улетела в Японию, где будет давать мастер-классы японским певцам.
К тому, что в Михайловском театре под руководством бизнесмена-фруктоторговца Владимира Кехмана, постоянно происходят "тихие скандалы" под гладкие речи, отмены спектаклей, увольнения ключевых персон, пресса уже привыкла. По законам пиара это даже играет на руку театру, который, выпуская две-три премьеры в год, остается в фокусе прессы. В театре при этом умеют аккуратно сводить "на нет" шум, который при прочих обстоятельствах мог бы "голове" стоить и кресла. Всем интересен результат эксперимента по соединению частного бизнеса и оперного театра. Во всяком случае, дореволюционный опыт купца Саввы Мамонтова имел феноменальный для культуры результат.
Михайловский театр при г-не Кехмане, начавший с ремонта и возвращения своей исторической вывески, тоже, казалось, рванул к счастливому будущему после нескольких десятилетий прозябания. Год назад в Михайловский пришли худруками известные всему миру имена: в оперу - Елена Образцова, в балет - Фарух Рузиматов в "дуэте" с главным приглашенным хореографом Олегом Виноградовым. Театр стал по-купечески шумно, с шампанским давать премьеры и вывозить спектакли на смотрины в Москву: "Сельская честь" режиссера Лилианы Кавани, "Любовный напиток" с российско-итальянским составом певцов. На волне энтузиазма Кехману даже не пеняли на то, что премьеры Михайловского - с давним "сроком годности", поскольку это переносы с европейских сцен. Параллельно развивалась закулисная драматургия театра: разрыв Кехмана с режиссером Александром Сокуровым, готовившим постановку "Орестеи" Танеева, увольнение дирижера Андрея Аниханова, не удовлетворявшего музыкальные вкусы директора, отказ от постановки "Бориса Годунова" в версии Андрея Могучего, исчезнувшие из планов "Тоска" и "Вертер". Заговорили и о грядущем уходе Образцовой.
И все-таки юбилейный 175-й сезон Михайловского, который Кехман задумал отмечать с таким размахом, чтобы "о театре уже никогда не забыли", начался с участием примадонны и со скандалом. За три дня до премьеры была отменена готовившаяся с помпой премьера "Евгения Онегина" - исторический спектакль 1922 года Константина Станиславского в режиссуре 81-летнего Михаила Дотлибова, прибывшего для постановки из Бонна. Прогон премьеры взволновал Кехмана: "Я был в шоке от увиденного на прогоне. Никогда не известно, каким будет ребенок, но этот получился уродом". Дотлибов, в свою очередь, был в шоке от Кехмана: "Утверждать, что с постановкой спектакля не справился я, - все равно, что сетовать: "Не справился Станиславский". Елена Образцова в этой недавней истории приняла сторону руководства, заметив, что "впредь будет тщательнее контролировать выбор своего любимого директора". Спасая, открытие юбилейного сезона, примадонна даже вышла 20 сентября на сцену в своей коронной партии Пиковой дамы. А через десять дней стало известно, что главная дама театра покинула его стены.
- Одна из основных проблем, которую мы видим в развитии Михайловского театра, - это стремление достичь качественного результата слишком быстрыми темпами, что создает определенный дискомфорт и напряжение. Мы надеемся, что динамика его развития не превратится в творческую и организационную суету. Суета, как известно, редко приводит к позитивному результату, - сказал председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антон Губанков. - Конечно, жаль, что Елена Образцова оставила пост художественного руководителя оперы Михайловского театра. Но мы абсолютно убеждены, что эта работа стала яркой страницей ее биографии, и Елена Васильевна будет оказывать посильную помощь в развитии театра.
Как обычно, официальные комментарии со стороны театра гладкие и исключительно бесконфликтные.
Елена Образцова, народная артистка СССР:
- Прошлый сезон стал переломным для оперы Михайловского театра. Я бы сказала, что театр пережил второе рождение. Мы работали с ведущими европейскими артистами, режиссерами и дирижерами, музыканты театра выросли как профессионалы, произошла феноменальная перемена. Новые постановки имели огромный успех в Санкт-Петербурге и Москве. Я вижу свое обязательство перед артистами и обществом выполненным: Михайловский театр уже не будет забыт. Мы привлекли к театру публику, спектакли идут с аншлагами. Я готова и дальше помогать Михайловскому в огромном деле создания великолепного ансамбля, однако уверена, что, учитывая мою занятость в большом количестве международных проектов, будет честнее и правильнее, если я буду делать это в другой роли. Я обязуюсь принимать участие в формировании труппы, проводить концерты и мастер-классы и всегда быть с театром, если в этом будет необходимость.
Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра:
- Я очень благодарен Елене Васильевне за то, что она фактически прервала привычный образ жизни и потратила год своей жизни для развития оперной труппы Михайловского театра, и поэтому я с уважением отнесся к ее просьбе освободить ее от должности художественного руководителя. Но наше сотрудничество продолжится: я буду помогать ей с конкурсами, а она - с привлечением молодых солистов в нашу труппу. На данный момент место художественного руководителя оперы вакантно.
Более подробных комментариев добиться не удастся. Елена Образцова уже в Японии, но обещала выходить на сцену Михайловского театра в образе Пиковой дамы. Кехман рассчитывает также, что примадонна не откажется быть консультантом в "отделе планирования" Михайловского театра, куда приглашены также педагог по вокалу из Москвы Дмитрий Вдовин, певица Рената Скотто и режиссер Лилиана Кавани. С таким тандемом Кехману теперь будет справиться сложнее. Придется, вероятно, урезонить свои личные вкусы. Для искусства, это точно будет полезнее.