02.10.2008 01:00
    Поделиться

    СПС объединится с "Гражданской силой" и Демократической партией России

    На этой неделе может быть объявлено об объединении СПС, "Гражданской силы" и Демократической партии России. Эксперты оценивают перспективы нового политического образования.

    Неизбежная модернизация

    Политолог Леонид Радзиховский: "Сообщение о переформатировании СПС - абсолютно ожидаемая новость. У СПС было два выхода: просто ликвидировать партию или попытаться ее сохранить, но развести при этом два на самом деле очень мало связанных между собой крыла партии: лояльное власти большинство и непримиримое меньшинство".

    Дмитрий Бадовский считает так: "Нынешняя ситуация во многом и показывает традиционную внутреннюю ситуацию СПС. Там всегда боролись и конкурировали два крыла. Одно более радикальное - это то крыло, которое олицетворял Белых, и та политика, которую СПС пытался проводить последние годы. Все мы помним колебания и бегание за пенсионерами на выборах. Другое крыло - всегда существовавшие в СПС течения и внутренние группы, которые видели "Союз правых сил" системной политической партией, системной оппозицией, остающейся на своих праволиберальных позициях и ведущих с этих позиций диалог с властью. Но результаты СПС на последних выборах оказались провальными - значит, ставка на радикализацию себя не оправдала".

    Леонид Радзиховский заявляет по этому поводу следующее: "Та часть СПС, которая готова заниматься политикой в рамках существующей системы, получает очевидную поддержку властей и связанного с ними крупного бизнеса. Очевидно, что ценой этой поддержки будет лояльность властям, что, впрочем, соответствует реальным интересам той социальной группы, к которой апеллирует СПС: либеральных бюрократов, малого и среднего бизнеса".

    Есть понимание положительных сторон происходящего и в самом "Союзе правых сил".

    Главный редактор журнала "Космополис" Денис Драгунский комментирует: "Часть руководства СПС решилась сотрудничать с властью, часть решила не сотрудничать. Правда, у Белых, который решил не сотрудничать, проскочила ошибочная фраза о том, что он не верит в возможность демократизации сверху. Он, видимо, не очень хорошо знает русскую историю, в которой была и жалованная грамота Екатерины II, и реформа законодательства Александра I, и манифест Николая II, была хрущевская оттепель, горбачевская перестройка, реформы Ельцина-Гайдара - все делалось сверху. Демократизация снизу в России проводилась только раз - это было в 1917 году. И мы до сих пор зализываем ссадины от этой демократизации".

    Яков Гордин, главный редактор журнала "Звезда": "СПС - организация с большой традицией, у истоков которой стояли отцы нынешней экономической системы. То, что в свое время сделали Гайдар, Чубайс и их команда, никуда не делось и несколько модифицированно существует по сию пору. СПС стоит на фундаментальной экономической основе, политические же их зигзаги вызваны конкретными историческими обстоятельствами. Поэтому сама по себе идея концентрации всех сил, которые действительно являются правыми, вполне плодотворна.

    И, более того, когда говорят, что нельзя вступать правым партиям в контакт с властью, - это неверно. Потому что надо или заниматься политикой, или заниматься чем-то другим. И если сейчас заниматься политикой, то вести диалог с властью совершенно необходимо. Это единственная возможность для правых партий воздействовать на общественное мнение, на экономическую и политическую жизнь страны".

    Новая правая партия - партия "спецов"

    Генеральный директор Института региональных проблем, заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие" Максим Дианов: "Нужны ли перемены? Раз партия дважды проиграла выборы, они уже после первого раза должны были быть. Если СПС хочет существовать в политическом поле, тогда перемены необходимы".

    Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов также уверен: "Перемены нужны. Белых явно не такой харизматический лидер, не такая фигура, которая могла бы объединить партию и, главное, вывести ее на уровень парламентской. Потребность в правых либеральных идеях в России ощущается, она явно превышает 7%, которые нужны для прихода в парламент, но очень велика раздробленность среди демократических сил. И очень много личных амбиций".

    В то же время ряд наблюдателей считают, что правым партиям следует приложить больше усилий, чтобы остаться в политике заметным игроком. Так, заместитель генерального директора Фонда "Центр политических технологий" Сергей Михеев отмечает: "Если либералы смогут выработать теорию, с одной стороны, либеральную, с другой - более близкую к реальной жизни, более трезвую и менее связанную с большими деньгами, и при этом смогут провести тотальный ребрендинг всех своих движений, тогда, может быть, у них какая-то перспектива есть".

    Что собой представляет правый электорат сегодня, рассказывает Леонид Радзиховский: "Исторически СПС - партия "спецов", традиционно лояльных власти. К этой группе близок основной потенциальный избиратель СПС: представители малого и среднего бизнеса в регионах. Это люди, которые "поднялись" за последние 8 лет вместе со всей страной. Их претензии к власти, в общем, частного или эстетического характера. Им не нравится политический стиль, некоторые решения они считают грубыми, их раздражает антизападная риторика, мешают коррупция и бестолковость чиновников. Но превыше всего этот средний класс ценит стабильность своего существования, а следовательно, и политическую стабильность в стране".

    Заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Бадовский добавляет: "Потенциальный электорат СПС как раз не склонен к жесткой антивластной позиции. И поэтому при резкой оппозиционно-радикальной позиции СПС объективно терял электоральную базу".

    "Очевидно, что та партия с теми людьми, которые ее возглавляли, и с той программой, которая на данный момент существует, не представляет интереса для наших избирателей", - подтверждает директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

    Яков Гордин: "Радикализм в любой форме сейчас не электорален. Ориентация должна быть на кропотливую, спокойную, вдумчивую просветительскую работу, на выработку каких-то экономических идей, которые можно было бы противопоставить ныне господствующим в том случае, если они не будут себя оправдывать или чтобы они дополняли существующие экономические идеи, и предлагать нечто позитивно разумное. В этом, мне кажется, залог возможного успеха и действительно объединения, возвращения в электорат".

    Регионы - за объединение

    Руководитель Ивановского регионального отделения СПС Сергей Колесов: "Я поддерживаю объединение правых партий. Всегда лучше быть вместе. Так мы будем более сильными, чем если бы были врозь. Особенно когда мы врозь на выборах. И, надеюсь, такое объединение аккумулирует правый электорат. Как показывают данные опроса общественного мнения, 20% населения готовы видеть такие партии в парламенте".

    Руководитель Ставропольского регионального отделения СПС Борис Оболенец отмечает: "Объединение демократических сил - это давно ожидаемый, положительный шаг на пути к цивилизованному партийному устройству. Не настолько мы далеки друг от друга по своим убеждениям и глобальным целям, чтобы ютиться на обочине политического процесса".

    Действительно, чем больше оппозиционных партий будут конструктивны, чем большее их количество будет воспринимать сотрудничество с государством как естественную часть своей работы на благо населения, тем, как считают эксперты, лучше для оппозиции.

    Политика - искусство компромисса

    Леонид Радзиховский имеет свое видение раскола в "Союзе правых сил", предшествовавшего его возрождению: "Непримиримое меньшинство СПС, как мне кажется, включает разные категории людей. Там есть в прошлом крупные политики, оставшиеся по различным причинам не у дел, которые не хотят и не могут вписаться в систему действующей власти. Там есть люди, которых их противники называют "демшиза", то есть часто не вполне адекватные, но легко возбудимые отрицатели любой власти. Там есть категория вполне бескорыстных идеалистов-правозащитников, которые указывают на вполне реальные проблемы, "ошибки" властей, но не склонны при этом идти ни на какие компромиссы, из которых собственно и состоит политика".

    Денис Драгунский резюмирует: "Политика - это всегда выбор и вовсе не между шоколадом и мармеладом. Это выбор между определенными утратами и определенными приобретениями. Думаю, на правом фланге найдутся партии, для которых возможность поговорить о свободе, экономической прежде всего, будет важнее неких имиджевых утрат".

    Танатин Игорь Владиславович, руководитель Саратовского регионального отделения ДПР:

    - Безусловно, я поддерживаю объединение, потому что нельзя допускать размытия демократического электората между многими партиями, у которых программы в общем одни и те же. Да, надо объединяться, безусловно. Сейчас получается, что электорат голосовал за демократию, а в принципе демократия как таковая не представлена в Государственной Думе.

    О своем отношении к возможному объединению либеральных и демократических партий мы попросили рассказать председателя московского областного отделения партии "Гражданская сила" Дмитрия Некрасова.

    - Как вы оцениваете идею объединения?

    - Я полностью поддерживаю эту идею, потому что, только объединившись, мы сможем добиться каких-то существенных результатов в политической жизни. Не секрет, что подобные консультации активно ведутся. Возможно, что в ближайшем будущем будет объявлено о подобном объединении.

    У нас объективно последнее время идет укрупнение политических сил. Очевидно, что остается небольшое количество партий, и, конечно, на правом фланге нас невыгодно отличала наша разобщенность. Несколько небольших партий активно конкурировали друг с другом. И, по большому счету, отбивали охоту голосовать за правые силы из-за нашей разобщенности, конкуренции и критики друг друга. Соответственно объединение позволит нам уйти от этих недостатков и более уверенно чувствовать себя на политической сцене.

    Поделиться