02.10.2008 03:48
    Поделиться

    Урожай сахарной свеклы на Алтае несет сельхозпроизводителям одни убытки

    Урожай сахарной свеклы в этом году хороший, но с ее реализацией возникли сложности

    Вчера заработал сахарный завод в Алейске: растопив печи, рабочие готовят к переработке первую партию свеклы. На этой неделе начнется отгрузка сладкого корня и на сахарозавод в Павловском районе. Однако ситуация с переработкой  далека от идеальной.

    Сахарная свекла в Алтайском крае с советских времен имеет редкий для овощной культуры статус. Чиновники не называют ее иначе как "политической культурой". И в этом наименовании нет ничего от лукавого: за Уралом сахарную свеклу сеют только на Алтае, и только у нас есть заводы, которые могут перерабатывать ее в сахар.

    Казалось бы, уникальный статус корнеплода мог обеспечить его производителям безбедное существование. Однако хорошей жизни они не видели никогда, а в последнее время надежда на ее приход стала еще более призрачной. Первопричина неурядиц - общая ситуация на российском рынке сахара. Добавляет хлопот и недальновидность местных чиновников.

    По мнению аналитиков Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), российский рынок сахара вообще довольно неустойчив, он подтачивается черным и серым импортом, который процветает из-за открытости границ и несовершенства законодательства. Таможенный союз со странами СНГ и отмена пошлин на ввоз сахара, отмечают в ИКАР, вызвали обвал российского сахарного рынка. Оптовые цены на него начали снижаться с 2006 года. Что касается внутреннего производства, то за последние два года производство свекловичного сахара возросло на треть (в сравнении с двумя годами ранее). Импорт сахара-сырца увеличился в 1,5 раза, продолжается ввоз белого сахара из стран СНГ и ЕС. Вал импорта спровоцировал в отечественной сахарной индустрии новый передел собственности. Не обошел он и Алтайский край. Несколько лет назад поменял хозяина сахарный завод в Павловском районе. Завод в Алейске в прошлом году два раза переходил из рук в руки, а весной этого года вошел в крупный агрохолдинг. Сахарный завод в Бийске пока принадлежит местным бизнесменам.

    Алтайскому сельхозпроизводителю вовсе не безразлично, на какое из трех предприятий везти полученный урожай. К примеру, сахарный завод в Павловском районе наладил работу свеклоприемных пунктов и принимает продукцию по приемлемой для крестьян цене. Два года при нем работает агрофирма, которая засевает более 2000 гектаров и обеспечивает 10-12 процентов потребности в сырье. Сейчас при заводе "кормятся" 12 районов.

    - Если бы у нас был такой переработчик, мы бы бед не знали, - напрямую заявили журналисту "РГ" в Топчихинском районе, который "завязан" на сахарный завод в Алейске. - Нам остается надеяться, что новые собственники наладят дело как следует.

    Подсчитав будущие убытки, крестьяне по-своему комментируют ситуацию с сахарной свеклой: "Политика есть, а культуры нет"

    Гораздо сложнее ситуация на сахарном заводе в Бийске. Производственные мощности там были законсервированы из-за того, что банки отказались кредитовать предприятие, где сейчас введена процедура внешнего наблюдения. Поручителем по кредиту (а для запуска надо было 40 миллионов рублей) отказалась выступить и администрация края. Здесь ссылаются на то, что могут выступить гарантом только в том случае, если завод предоставит в качестве обеспечения ликвидный залог. И мотивы властей в данном случае объяснимы: зачем выступать поручителем по кредиту, если у предприятия есть частный владелец, и это, в общем-то, его забота - наладить работу.

    Однако не все столь однозначно. Весной этого года именно краевая администрация убедила сельхозпроизводителей бийской группы районов сеять свеклу. Под будущий урожай через "Алтайагропрод" селян обеспечили семенами. Между тем, проблематичность бийского сахарного завода ни для кого, в том числе и для чиновников, не была новостью: предприятие является должником по многим обязательным отчислениям, в том числе и по заработной плате. На что в такой ситуации можно было уповать и за какими показателями гнаться, не понятно. Подсчитав будущие убытки, крестьяне теперь по-своему комментируют "политичность" сахарной свеклы: "Политика есть, а культуры нет".

    Чтобы выйти из возникшего цейтнота, крайадминистрация привлекла к решению проблемы сахарозавод Павловского района. С 26 сентября бийский завод начал работу как свеклоприемный пункт - на переработку урожай повезут в Павловский район.

    - Дилетант может подумать, что мы получим сверхприбыль, но это не так: вместо 100 суток непрерывной работы, на которые рассчитано наше оборудование, мы будем вынуждены работать 130 суток. А это - дополнительные затраты на отопление и ремонт плюс амортизация. Мы уже потратили 700 тысяч рублей на новую бунтоукладочную машину. Но самое главное - работа на износ сотрудников, которые пойдут в отпуск позже, чем планировали. А что мы в итоге получим, большой вопрос! Наше участие в этой цепочке - к сожалению, не столько вопрос экономики, сколько вопрос политики, - говорит директор завода в Павловском районе Вадим Тяпкин.

    В главном управлении сельского хозяйства, с одной стороны, признают, что допустили просчет по бийской зоне, но, с другой, не меньшую вину возлагают на неэффективного собственника бийского завода. И не меньше винят общую ситуацию на сахарном рынке страны. "Пока не начнет повышаться оптовая цена, выращивать сахарную свеклу и производить местный сахар будет невыгодно", - говорят в ГУСХ.

    Справка "РГ"

    Самый высокий урожай сахарной свеклы получен в Целинном районе - 286 центнеров с гектара. В Бийском чуть ниже - 280. Высокая урожайность также в Тальменском, Шелаболинском и Завьяловском районах. На 29 сентября, по данным ГУСХ, было убрано 27,4 процента посевов, валовой сбор с учетом фермерских хозяйств составил 123,7 тысячи тонн, средняя урожайность - 201,5 центнера с гектара. Это на 15 центнеров больше, чем было в 2007 году.

    Поделиться